Учитель Калимуллин kalimullin­_r@mail.ru
8 962 636 40 62
20 апреля 2024

Технология "Перевернутый класс"

Использование технологии «Перевернутый класс» в личностно-ориентированном подходе в обучении истории.

 

технология "Перевернутый класс"

 

Устанавливаемые Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения требования к предметным, личностным и метапредметным результатам вызывают необходимость изменения технологии организации обучения, в котором ученик становится активным участником учебной деятельности, а учитель - направляющим звеном. Перенос акцентов с «усвоения знаний» на формирование «компетентностей» включает в повседневную образовательную деятельность электронные учебно-методические пособия, видео-уроки, системы мультимедиа, интерактивные плакаты и многое другое.

Страшно подумать, но классно-урочная система, которую Ян Амос Коменский ввел в практику образования почти 400 лет назад, уже не столь актуальна. Четыреста лет учитель входил в класс и начинался урок, который все эти годы проходил по одному и тому же сценарию: проверка домашнего задания, затем объяснение новой темы. Но вот появился в нашей жизни компьютер, и – революция свершилась! Поток информации в современном мире оказался настолько стремителен, что (как сокрушалась Алиса в Зазеркалье) приходится «бежать со всех ног, чтобы только оставаться на том же месте». А уж чтобы двигаться вперед...

Возможно, ли в этих условиях учить детей так же, как мы это делали вчера? Учитель добывает знания и передает их, а ученик пассивно воспринимает. Для современной школы необходимо создавать новые, совершенно иные образовательные условия. Они должны не только учитывать скорость информационного потока, но и быть нацеленными на развитие у ребят навыков критического анализа информации, планирования своей деятельности и эффективного воплощения идей. Из пассивного поглотителя знаний ребенок должен превратиться в их активного добытчика, искателя истины, первооткрывателя, мыслителя, разработчика, для которого любимое утверждение: «Я сам!». Новый Федеральный государственный стандарт, стандарт второго поколения, как раз и предполагает изменение принципов организации образовательного процесса, в центре которого теперь находится ученик. И здесь на помощь приходят те самые пресловутые информационные технологии.

Одно из многих, что они дали в образовании – дистанционное обучение. Однако критики первым делом всегда приводят в качестве недостатка отсутствие живого человеческого общения. Поспорить сложно – веками строившиеся методики обучения всегда основывались на личном общении между слушателями и преподавателем или экспертом. Поэтому даже с психологической стороны большинству людей сложно адаптироваться к получению знаний через Интернет, самостоятельно и без живого общения.

Однако, e-learning имеет множество достоинств. Появляется вопрос: можно ли объединить самые лучшие черты классики и инноваций? Ответ простой – можно. Сегодня такое обучение уже получило свой термин – смешанное обучение (blended learning).

Это смешение традиционной классно-урочной системы и современного цифрового образования. В старой системе есть огромный плюс, от которого нет ни малейшего смысла отказываться. Психологи называют его эмоциональной составляющей. Учитель в классе – прежде всего личность, со своей жизненной позицией и профессиональной философией. Учитель в классе – человек, а в наших школах чаще всего это женщина, подчас даже мама, которая кого-то погладит по голове, кого-то похвалит, кого-то пожурит, а иногда и отругает. Она живая, эмоциональная: грустная, веселая, энергичная, трепетная, сердитая, ласковая. Она разная, но, главное, она полна жизни! Компьютер – мертвое железо. Учитель, вне сомнения, останется в образовательном процессе, но его роль, кардинально меняется.

Основными достоинствами смешанного обучения являются:

Сочетание самостоятельного обучения с обучением в аудитории;
Проблема отвлечения от рассказа учителя компенсируется электронным курсом;
Позволяет осуществить реальный дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем восприятия;
Возможность уделять повышенное внимание практической отработке навыков и умений.
Среди недостатков следует выделить следующие:

Необходимость более четкого планирования;
Необходима тщательная проработка электронного интерактивного курса
Одной из наиболее удачных моделей смешанного обучения является «Перевернутый класс». Только не надо думать, что здесь есть что-то общее с перевернутыми столами и стульями в школьном классе. Перевернутым здесь становится сам процесс обучения.

Перевернутый класс – это такая педагогическая модель, в которой типичная подача лекций и организация домашних заданий представлены наоборот. Не только учитель добывает знания, чтобы механически передать ученику. В том-то все и дело! Это сам Вася добывает знания, находясь у себя дома перед компьютером, прибегая к помощи учителя и различных компьютерных учебных программ. Вася учится у себя дома. Хочет, прервется на полчаса, чтобы отдохнуть. Хочет, вернется снова и снова, чтобы усвоить прочитанное. Усвоил, идет в своем познании дальше. А когда он придет в класс, его учитель будет занят на уроке проверкой домашнего задания. И непременно поможет Васе, если тот что-то не смог усвоить сам.

Предпосылок к введению такой модели обучения в нашей настоящей школе предостаточно.

1) Учитель объясняет классу материал, и через какое-то время видно, что те, кто давно всё понял, скучают. А есть дети, которые постоянно переспрашивают, им приходится повторять объяснение. А они всё равно не понимают и опять спрашивают. Чаще всего слышны такие вопросы как: ученик 1: я не успеваю записывать за учителем все выкладки с доказательством теорем, хроникой исторических событий, биографии великого поэта!.. ученик 2: от обилия сокращений и неаккуратного почерка я перестаю понимать собственные записи... ученик 3: мне скучно. Это все я могу прочесть в учебнике, интернете.

Да и для учителя это колоссальные неудобства: учитель 1: одну и ту же тему я повторяю многократно для разных классов в параллели...учитель 2: остается совсем мало времени для отработки изученного, а проверить домашнее задание на следующем уроке не всегда удается.

2) Существенно изменилась и роль учителя в современном образовании, из простого источника знаний он превращается в учителя-фасилитатора.

3) Необходимо отметить, что возможности современного Интернет пространства практически безграничны. Продолжающееся развитие мощных мобильных устройств предлагает широкий выбор образовательных ресурсов и возможность пользоваться ими в удобном месте и подходящее время.

А если Вася плохой ученик? Если он «не мотивированный», не заинтересован в добывании знаний самостоятельно? Вот тут и нужны хорошие педагогические качества, то есть качества учителя как воспитателя, задача которого при смешанном обучении состоит в том, чтобы мотивировать, затачивать и вдохновлять на учебу, организовывать процесс и ни в коем случае не дать сойти с дистанции! Вот такой становится роль современного учителя! Он подвигает детей к тому, чтобы они стали самостоятельными добытчиками знаний. Он выстраивает с каждым учеником траекторию его индивидуального образования. А еще учитель, разумеется, контролирует, консультирует и направляет. По-другому планирует урок, по-другому оценивает детей. Планирование – вообще ключевой момент в деятельности учителя при смешанном обучении, в отличие от традиционного, в котором оно недооценивается. Деятельность учителя складывается, прежде всего, из планирования, непосредственной работы в классе и оценивания детских достижений. При смешанном обучении он должен четко сформулировать ожидаемые результаты и сразу же продумать, как он будет проверять достижения учеников. И процесс пойдет только тогда, когда эта связка существует.

Меняется и роль ученика в данной модели обучения, во-первых, ученики должны понимать, что они сами теперь во многом отвечают за свое обучение. Я больше не стою перед классом, указывая им, что они должны делать. Во многом они сами становятся ответственными за свое обучение. Дети могут выбирать, каким образом достичь поставленной задачи. И, следовательно, встраивание этого элемента выбора в систему обучения — один из главных моментов. В то же время у него появляется больше возможности индивидуально работать с учителем. На обычном уроке учитель объясняет новый материал всем одновременно. Понял конкретный Вася (или Танечка) в этот момент что-нибудь или нет, выяснится завтра на проверке домашнего задания. И если не понял, получит двойку и пусть пеняет на себя. Детей в классе много, на каждого времени не хватает. Совершенно иная ситуация происходит при электронной форме обучения, где учитель контактирует непосредственно только с Васей.

Таким образом, отличительными особенностями модели «перевернутый класс» являются:

  1. Вовлеченность учащегося в процесс обучения;
  2. Учебные материалы (видео, аудио, интерактивы) в свободном доступе;
  3. Время в классе для обсуждения и активной работы:
  4. Контент - это не ресурс, а отправная точка;
  5. Учитель становится фасилитатором;

Главными положительными особенностями данной модели обучения видятся следующие.

1. Больше времени один на один с учителем.

Учитель имеет возможность проводить больше времени один на один с теми учениками, которым нужна дополнительная поддержка и помощь. Это также улучшает личностные отношения между учителем и учащимися.

2. Ученики работают в своем темпе.

Возможность поставить на паузу, перемотать и пересмотреть видео лекцию позволяет ученикам распределить время учебы по своему усмотрению. Можно пропустить то, что кажется понятным и повторить то, что оказалась сложным.

3. Способствует полному полноценному овладению материалом.

В традиционном классе, учитель является лидером и постоянно подталкивает учеников, тащит от одного понятия или концепции к другой, не заботясь о том, на сколько качественно они овладели материалом, если поняли хоть что-то вообще. В перевернутом классе ученики не двигаются дальше, если они не продемонстрировали достаточное владение и понимание, того, что им нужно было усвоить при работе дома.

5. Борется с непосещаемостью.

Видео лекции доступны всем учащимся. даже тем, кто вынужден пропустить занятия в школе из-за болезни, спортивных соревнований, поездки или отпуска родителей. А учителям не надо заботиться о дополнительных заданиях.

6. Отличный способ диагностики.

С помощью компьютерных технологий учитель легко может увидеть, с чем его ученики отлично справляются, а над чем им приходится поработать.

7. Ученики учат друг друга.

Некоторым ученикам удается понять материал быстрее, чем другим. В перевернутом классе, учитель может быстро определить таких «умников» и назначить их наставниками или помощниками их одноклассникам.

8. Вовлекаются родители.

То, что видео уроки доступны для просмотра в любое время дня и ночи, так как находятся в интернете, родители тоже могут просматривать их и, в свою очередь, помогать своим детям в освоении материала.

Несмотря на тот факт, что родоначальники технологии предлагают ее использование на уроках естественнонаучного цикла, не существует единой модели перевернутого обучения, как не существует определенного направления деятельности для ее использования. Термин «перевернутый класс» широко используется для описания структуры практически любых занятий, которые строятся на предварительном изучении материала. И это один из самых важных аспектов. В моих классах собраны очень разные учащиеся. Одним достаточно взглянуть на материал, а другие нуждаются во времени для его подробного изучения. При объяснении нового материала одни ребята еще ничего не поняли, а другие уже заскучали.

Конечно же, нельзя исключить объяснения преподавателя полностью. Но предварительная подготовка обучающихся позволяет учителю вовлекать ребят в процесс разбора новой темы сразу же на практических заданиях. Тем самым, учащиеся становятся не пассивными слушателями лекции по новому материалу, а активными участниками по его разбору.

При преподавании истории я помогаю обучающимся выстроить индивидуальную образовательную траекторию для успешного изучения моего предмета, осуществляю интеграцию дистанционного и очного обучения. Развитие сервисов web 2.0, социальных сетей и других инструментов современного Интернета предопределили необходимость их использования в школьном образовании. Это позволило взаимодействовать со школьниками в социальных сетях на уроках, в рамках внеурочной деятельности, в процессе выполнения домашних заданий. Для учащихся 9 классов создана учебная группа в социальной сети, где использую модель «перевёрнутого класса». Ученики получают в качестве домашнего задания для изучения нового материала электронный образовательный ресурс или учебное видео, которое сопровождается заданием, созданным в сервисе LearningApps. Также использую программу Hot Potatoes для создания интерактивных тренировочно-контролирующих упражнений разных видов («поиск соответствий», кроссворды, «заполнить пропуски», «перепутанные предложения», выбор альтернатив или коротких ответов). Создаю обучающие игры, викторины и диаграммы с помощью сервиса Classtools.net.

Если видео не содержит задания, то предлагаю ученикам составить несколько вопросов к нему. До следующего урока они должны его внимательно просмотреть. Это можно сделать в любое удобное время, в удобном месте, просмотрев сколь угодное количество раз сложные теоретические блоки. А на уроке основной акцент уделяю большому количеству практических работ, как в индивидуальной, так и групповой форме для создания учебных интернет-ресурсов: сервис dipity.com использую для построения ленты времени при изучении биографий или при рассмотрении этапов развития различных исторических процессов, сервисы MindMeister и Bubbl.us применяю для создания ментальных карт, которые позволяют оценить, как хорошо ученики могут видеть «общую картину» предмета или отдельной темы; сервис для совместной работы над документами – Документы Google (создание текста, электронных таблиц, совместных презентаций, различных анкет, календарей) и т.д. Все это заинтересовывает ученика, у него появляется мотив к обучению. Учитель от источника знаний становиться организатором групповой работы, а ученик от потребителя становиться активным участником образовательного процесса.

Основные советы по организации модели "Перевёрнутый класс":

Каждое учебное видео или электронные образовательные ресурсы сопровождайте четкими учебными целями и поэтапной инструкцией.
Обязательно сопровождайте каждое учебное видео заданием. Если видео не содержит задания, то предложите ученикам составить несколько вопросов к видео. Это могут быть вопросы общего характера и специальные вопросы к отдельным фрагментам видео.
Привлекайте учеников к написанию конспектов или небольших заметок по просмотренному видео.
«Идеальный видеоурок должен быть коротким, то есть не должен включать в себя больше одной идеи. Когда речь заходит о видеоуроках, многие думают, что дети после школы приходят домой и еще час сидят и смотрят лекцию. Но это не соответствует действительности. Если так будут думать все учителя, то на выполнение домашнего задания будет уходить, чуть ли не семь часов.
Я стараюсь поэтапно строить свои видеоуроки: шаг один — сделайте это, шаг два — сделайте то и так далее.
Таким образом, технология перевернутого обучения предполагает изменение роли преподавателя. Становится возможным более тесное сотрудничество во время учебного процесса. Меняется и роль обучающихся. Они перестают быть пассивными участниками образовательного процесса. Технология позволяет возложить ответственность за знания ученика на его собственные плечи, тем самым давая ему стимул для дальнейшего творчества, направляя процесс обучения в русло практического применения полученных знаний.

Другое дело, готовы ли наши учителя работать по-новому, современному? На подготовку урока с использованием новых моделей уходит значительно больше времени, чем к традиционному. Однако, как показала практика прошедшего года, результаты новых уроков при грамотном педагогическом планировании выше. Если ребенок сам добывает знания, он и запоминает лучше, и заинтересован больше. Новое всегда интереснее открывать самому! Однако, увы! Работать по-новому сегодня готовы лишь очень не многие российские педагоги. «Это не вопрос техники, это вопрос педагогики»

Овладеть технологией смешанного обучения, по мнению Наталии Любомирской, директора лицея ВШЭ, – то же самое, что научиться водить машину. Для этого нужно только желание и время. Учителям фактически предстоит пересесть с телеги на автомобиль».

Однако, думаю, что в отношении внедрения подобных моделей в современное российское образование как нельзя лучше подойдут слова генерального директора ЮНЕСКО Кончиро Мацуро «Какое образование в стране сегодня - такое будущее у страны завтра».

 

Комментарии
Надежда Ивановна
09 августа 2016, 14:00
Ришат Радикович! Я теперь буду знать, как называется эта технология))). Мои продвинутые выпускники специально снимали на уроках, дополнительных занятиях объяснение нового материала для пропустивших занятие. Потом стали снимать разбор заданий ЕГЭ. А после того, как я провела вебинар для учителей и выпускников по подготовке к ЕГЭ, то у них возникла идея о создании серии видеолекций. Эти ученики уходят, другие остаются… Идея хорошая, но требует серьезной подготовки. А когда единомышленниками являются твои ученики — это здорово! Сфера интересов и использования этой технологии обширная! Помимо уроков это и воспитательная работа, классные часы, беседы, родительские собрания, работа с одаренными учениками, творческие мастерские.
Ришат
10 августа 2016, 13:27
Здравствуйте, Надежда Ивановна! Технология \«Перевернутого класса\»способствует индивидуальному подходу в обучении: позволяет во время урока уделить внимание тем учащимся, у которых возникают проблемы с домашней работой, а у сильных учащихся теперь больше свободы для того, чтобы учиться независимо от темпа одноклассников.
Будет очень интересно познакомиться с видеолекциями, которые будут созданы вашими учениками и уже записанными. Вы их публиковали?
Оставить комментарий

x
Спасибо!
Спасибо за сообщение. В ближайшее время я рассмотрю его и отвечу.