Учитель Калимуллин kalimullin­_r@mail.ru
8 962 636 40 62
28 марта 2024

Размышления об образовательном стандарте

Размышления об образовательном стандарте

 

«Я бы ввел образовательные стандарты, которые обеспечивали бы...

Вот уже несколько лет не стихают споры вокруг очередных вариантов образовательных стандартов для школы. Обсуждается, какие предметы оставить обязательными, какие сделать по выбору, сколько часов дать тем или иным предметам и т.п. Слабо обсуждается главное: идейная основа новых образовательных стандартов.

Современная школа России должна, с одной стороны, быть ориентирована на сохранение российских образовательных традиций, а с другой – на внедрение инноваций. Бесспорно, нам есть чему поучиться у Запада, но у нас есть свои достижения и наработки, есть традиции, от которых не стоит отказываться. Мы все часто слышим, что надо вернуть советскую школу, что она была качественная и хорошая. В этом есть доля правды. Но мы не должны забывать, что советская школа во многом держалась на идеологии. Наша задача – заполнить образовавшуюся пустоту в идеологии. И при этом надо понимать, что мир ушел вперед огромными семимильными шагами и советская модель школы во многом уже физически устарела. Мы должны знать, для чего мы готовим ребенка, для какого будущего. Именно в этом я вижу главную цель образовательных стандартов.

В соответствии с этой целью можно поразмышлять над вопросом, что должны обеспечивать стандарты образования.

Во-первых, общество должно быть уверено, что общегосударственный учебный план гарантирует получение знаний, которые должен иметь каждый, в то же время, позволяя развиваться в выбранном направлении и конкретной специализации соответственно своим способностям. Иными словами, общий учебный план должен быть достаточно широким, чтобы гарантировать возможность выбора, но в то же время ребенок должен знать фундаментальные основы научных парадигм.

Это, возможно, прежде всего, путем создания интегрированных курсов. Они должны быть построены таким образом, чтобы учащийся получил базовые знания по всем дисциплинам, то есть все интегрированный курсы должны входить в перечень предметов, обязательных для изучения. Интегрированный курс некоторой предметной области должен включать в себя: теоретические знания, историю научной области, ее место в системе общего знания, основные теории, законы, задачи; практические занятия, позволяющие проиллюстрировать и понять применение теоретических знаний, почувствовать их; практические знания и умения, касающиеся использования научных достижений в нашей жизни.

Во-вторых, стандарты должны обеспечивать полноценную подготовку к будущей профессии. Я бы предложил профильные предметы делать не альтернативными интегрированным дисциплинам, а накладывающимися на них. То есть у учащегося плюс к обязательному набору предметов будет еще возможность и необходимость выбора определенного количества профильных предметов для подготовки к будущей специальности. Это даст возможность учащемуся изменить свой выбор, как во время обучения, так и после окончания школы.

В-третьих, стандарты должны обеспечивать возможность российских школьников владеть современными информационно-коммуникационными технологиями. Наиболее современными - завтрашними, а даже не сегодняшними.

В сравнении с советскими временами наша страна стала более открыта миру, а значит, необходимо обеспечить свободное владение иностранными языками. Причем сегодня в школе практически не изучаются восточные языки. А ведь страны Азии уже являются важнейшими субъектами мировой экономической и политической жизни. Кроме того, эти государства являются традиционными соседями нашей страны и новому поколение граждан, безусловно, придется вступать с ними в многосторонние контакты.

В-пятых, сильно изменились экономика и общество - надо преподавать в школе основы современной мировой экономики. Изменился весь корпус законов - нужно правовое образование, школьники должны знать современные законы и уметь пользоваться ими. Все это должно обеспечиваться стандартами образования.

В-шестых, стандарт должен гарантировать введение в образовательное пространство всех детей вне зависимости от тяжести их проблем и, таким образом, исключить саму возможность определения ребенка как «необучаемого». Должно гарантироваться не только получение образования детям с тяжелыми нарушениями развития, способным обучаться по индивидуально адаптированным программам, но и оказание им специальной помощи, если они способны обучаться в условиях массовой школы. Это возможно в рамках дальнейшего развития во всех школах системы инклюзивного образования.

Кроме того, должно обеспечиваться существование обширного спектра направлений внеурочной деятельности в образовательных школах. Каждая модель, начиная с начальной и заканчивая моделью для старших классов, должна быть преемственна, чтобы не происходило разрывов на каждом этапе взросления ребёнка и его воспитания. При этом не нужно исключать возможностей, при которых он сможет попробовать разные виды внеурочной деятельности и, быть может, выберет ту, которая будет ему по душе. Только такая система сможет эффективно работать и учитывать требования государства в современном мире.

Таким образом, я считаю, что любой образовательный стандарт, каким бы хорошим он ни был раньше, нуждается в развитии, требует изменений в соответствии с вызовами времени.

Комментарии
Еремеева Оксана Альбертовна
13 декабря 2015, 23:42
Ришат Радикович! Прочла Ваши размышления об образовательных стандартах. Со многими позициями согласна. Например, с предложением о профилизации, о роли элективных курсов, о преемственности.
Оценка сайта: Отлично
Ришат
08 августа 2016, 21:50
Очень лестно получить Вашу экспертную оценку моей статьи. Я знаком и с Вашим мнением о направлениях развития образовательных стандартов. Рад, что по многим направлениям наши позиции совпадают.
Оставить комментарий

x
Спасибо!
Спасибо за сообщение. В ближайшее время я рассмотрю его и отвечу.