Новости
Microsoft Россия выясняла мнение ребят о том, какой они видят школу в будущем. Оказалось, что образование будущего доступно уже сегодня! А как Вы себе представляете школу будущего?
Работники Управления образования, а за ними методисты и директора школ, утверждают, что проектирование триединой цели урока (обучения, воспитания и развития) устарело, и теперь в поурочных планах требуют писать цели согласно ФГОС, то есть цели получения конкретных предметных, метапредметных и личностных результатов. Верно ли это?
Начнем с того, что план урока – это личный документ учителя, не предъявляемый без желания учителя никому, и потому требовать от учителя чего-либо тут нельзя.
Проектирование (хотя бы мысленно) триединой цели, то есть взаимосвязанных целей обучения, воспитания и развития на уроке было, есть и остается актуальным, грамотным, обязательным. Главное здесь в том, что цель – триединая, то есть все цели планируются взаимосвязанно, и это всегда должно присутствовать в сознании учителя.
Каждая из названных целей при осуществлении образовательного (педагогического) процесса в разной мере позволяет получить те или иные предметные, метапредметные, личностные результаты. Они, как известно, выражаются в умениях и компетенциях, и все они не могут быть получены на одном уроке. Кроме того предметные, метапредметные, личностные результаты связаны между собой, и формирование одного может быть хорошей основой для дальнейшего получения планируемых результатов.
Нужно понять, что образовательный процесс носит не точно планируемый, а вероятностный характер. Цель – это образ желаемого результата, а потому цели (обучения, воспитания, развития) и результаты (предметные, метапредметные, личностные) связаны, но не тождественны друг другу. Между ними лежит сложный, нелинейный образовательный процесс, и учитель может только предполагать с разной степенью вероятности, что та или иная цель даст тот или иной результат.
Прямое планирование конкретных предметных, метапредметных и личностных результатов ВМЕСТО триединой цели обучения, воспитания и развития большей точности, большей конкретности не добавляет, ибо образовательный процесс на уроке был и остается вероятностным. Опасность же в том, что планирование добросовестно списанных из ФГОС предметных, метапредметных и личностных результатов, ВНЕ ТРИЕДИНОЙ ЦЕЛИ обучения, воспитания и развития стопроцентно отсекает получение очень ценных результатов, возникающих всегда вне плана, в процессе педагогического событийного общения класса и учителя.
Если отказаться от формулирования триединой цели урока и сразу в целях называть предметные, метапредметные и личностные результаты, то грубой ошибки не будет, но возникает реальная угроза потери части результатов, поскольку (напоминаем) цель обучающая, воспитывающая, развивающая является триединой. Когда Вы в целях называете один или даже несколько конкретных результатов из перечня ФГОС, то это ограниченный утилитарный подход, ибо не учитываются все связи и отношения, имеющие место внутри предметных, метапредметных и личностных результатов и связи между этими группами, а потому потери, снижение эффективности образовательного процесса неизбежно.
Таким образом, замена триединой цели на конкретные результаты из перечня ФГОС качества образования не повышает, вера чиновников и других управленцев в эффективность этой замены иллюзорная, практика и экспертиза уроков, где эта замена была произведена, эффективности не подтверждают. Краткий ответ: можно, но не нужно и опасно, ибо потери очевидны, а приобретений нет. Ну, и, наконец, можно, сформулировав каждую из триединой цели, здесь же назвать планируемые результаты по каждой из них, помня, что образование — вероятностный, а не жестко-точно управляемый процесс.
Из книги: М.М. Поташник, М.В. Левит. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие. – М.:Педагогическое общество России, 2014
Ведущий вебинара - Александр Михайлович Кондаков, руководитель лаборатории теории и методики обучения по программам Международного Бакалавриата ГАОУ ВО МГПУ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО.
3 марта 2016 г. в рамках школьного фестиваля открытых уроков провел учебное занятие по истории в 6 классе по теме "Правление князя Владимира Святославича. Крещение Руси". Занятие вызвало бурное обсуждение и интерес коллег. Большая часть вопросов касались методических и технологических особенностей представленного урока.
Цели урока:
Образовательные:
1. Содействовать формированию у обучающихся представлений о деятельности князя Владимира по укреплению древнерусского государства;
2. На основании фактов способствовать формированию представлений о причинах принятия христианства на Руси;
3. Содействовать уяснению учащимися особенностей процесса выбора веры князем Владимиром;
4. Создать условия для понимания значения принятия христианства Киевской Русью.
Развивающие:
1.Продолжить развивать навык работы с различными источниками информации;
2.Формировать умение критического анализа информации;
3.Продолжить развивать умения решения проблемных ситуаций;
4. Учить работать с исторической картой и соотносить событие с исторической личностью.
Воспитательные:
1.Сопоставляя различные суждения о князе Владимире, обосновывать его поступки и действия.
2.Выявить положительное влияние Крещения Руси на судьбу российской цивилизации.
3.Сформировать собственное отношение к процессу Крещения Руси на основе современных гуманистических позиций.
Обязательный минимум содержания:
Владимир I. Крещение Руси.
Используемые технологии: технология проблемного диалога на основе использования модели смены рабочих зон.
Петер Гюс «Хронология»
Эта книга завоевала все возможные награды и получила восторженные отзывы престижных газет и журналов. Она настолько необычна, что заинтересует не только школьников, но и их родителей. Книга представляет собой нарисованную непрерывную ленту времени: она тянется с первой страницы (Большой взрыв) до последней (наши дни), из эпохи в эпоху, через столетия и континенты. Развороты связаны между собой и плавно перетекают один в другой, а все исторические события складываются в стройную линию.
Книга похожа на огромный коллаж, составленный из рисунков-скетчей, карикатурных зарисовок и коротких познавательных текстов. В ней немного дат и совсем нет скучных описаний, но много образов, персонажей и примет времени, которые характеризуют ту или иную эпоху.
И еще несколько особенностей. У книги большой формат, удобная структура (один разворот — одна эпоха), страницы книги состарены и огромное количество познавательных деталей, которые можно долго разглядывать.
Для кого эта книга
Для подростков и старшеклассников, которые любят необычные книги и хотят повторить историю. Для взрослых, которые ценят современные иллюстрации и оригинально оформленные книги.
Иван Поммо «Мы и наша история»
У этой книги другая особенность, от которой дети будут в восторге. Это история в комиксах, рассказанная героями книги. Как менялся мир с первобытных времен до XX века? Какие открытия и изобретения создавали люди, как зарождались и умирали цивилизации, чем жили люди в ту или иную эпоху? Герои этой книги общаются с читателям, сами рассказывая о своей жизни.
У книги масса плюсов: глянцевые страницы, большой формат, яркие детальные иллюстрации, карты, схемы, приметы времени (обложки старинных книг), игра по истории для всей семьи в конце.
И еще один важный момент: авторы учат ребенка комплексному взгляду на развитие мира и помогают понять, что история — это не абстрактная наука, а мы с вами, наша жизнь. Каждый день своими поступками мы творим историю.
Для кого эта книга
Для ребят от 6 до 12 лет, которые любят комиксы и путешествия в прошлое.
Стив Нун «Город сквозь время» и «Улица сквозь время»
Две книги известного британского иллюстратора Стива Нуна представляют историю в деталях и панорамных картинках.
Главная особенность книг — они показывают, как менялась одна и та же точка земного шара с течением времени: в одном случае — европейский город на протяжении 2500 лет, в другом — улица на протяжении 12 тысячелетий.
Иллюстрации в книге заслуживают отдельного внимания. Они большие, панорамные, с невероятным количеством деталей и похожи на снимки, сделанные с высоты птичьего полета. Если взять кусочек разворота 3 на 3 см и вырезать, то это будет отдельная история, а на одном развороте — их множество. Что делают люди в своих домах, куда направляется карета, чем заняты лавочники, как чистят доспехи рыцари перед турниром? Книга дает потрясающую возможность понаблюдать за жизнью и бытом людей в разные эпохи, увидеть, как менялись технологии, одежда и облик города.
А еще в ней множество познавательных фактов и развивающих заданий, которые повысят эрудицию ребенка. С такой книгой вы смело можете играть в находилки, отыскивая разных персонажей и исторические предметы.
Для кого эти книги
Для дошкольников и школьников, которые любят книги для рассматривания. Для всех, кому нравятся красивые иллюстрации и история.
Дэвид Маколи «Как это построено»
Эта книга рассказывает об истории через архитектуру. Как создавались самые известные в мире здания, мосты, туннели, небоскребы и плотины? Как строили в разные времена? С какими трудностями приходилось сталкиваться строителям?
Туннель под Ла-Маншем, Соборы Святой Софии и Святого Петра, небоскребы Крайслер-билдинг и Эмпайр-стейт-билдинг... Все эти сооружения так или иначе повлияли на ход истории.
В книге понятные и интересно написанные тексты, которые в подробностях представляют историю знаменитых зданий, а также детальные иллюстрации и схемы построек, которые дают четкое представление об особенностях строительства.
И еще один бонус: автор этой книги — создатель мирового бестселлера «Как все устроено», который продается в мире миллионными тиражами.
Для кого эта книга
Для маленьких эрудитов от 8 лет. Для подростков и взрослых, которым нравится архитектура и история.
3 марта на волне радио ГТРК "Волга" Ульяновск в утренней радиопередаче прозвучало мое интерью, которое я дал на Региональной педагогической школе Профсоюза образования (II сессии молодых педагогов Ульяновской области).
Прогресс не стоит на месте. Сегодня делается все, чтобы жизнь человека была максимально комфортной. Развитие технологий позволяет реализовывать самые смелые идеи, появляется огромное количество невероятных устройств. Убедитесь в этом сами и подумайте, как они будут менять образование в ближайшие годы.
Приложение, которое переводит слова в режиме реального времени
Ложка для людей с болезнью Паркинсона, которая глушит вибрации
Удивительное приложение для смартфона. Если навести на упаковку мороженого камеру смартфона, то заиграют скрипачи.
Интерактивная реклама в метро
В Бухаресте, на одной из станций метро, действует виртуальная библиотека. Стены станции превратили в книжные стеллажи, разместив на обложке каждой из книг QR-код, который можно легко считать при помощи смартфона или планшета. Для бесплатного скачивания доступны отрывки из 59 книг.
Космонавты делают селфи в невесомости
Спецэффекты
«Умное» стекло становится матовым, когда вы закрываете замок.
Память тогда и сейчас
Кинетическая дверь
Визуализация воспоминаний человека
Роботы становятся все более реалистичными
Уже представлен прототип технологии, которая позволяет водителю видеть поверхность дороги, которая в обычных условиях скрыта капотом.
Новые планеты, открытые в 2014 году
Новые возможности протезов
ПК определяет куда упадет мусор и направляет бак в нужное место с помощью беспроводной связи
Шанхай в 1987 году и сейчас
Шлем виртуальной реальности
Без комментариев
Одежда, пропитанная гидрофобным веществом
Сегодня все эти устройства заменяет смартфон
В рамках II сессии молодых педагогов региона с 26 по 28 февраля участников занятий ждали мастер-классы и проблемные лекции как ведущих работников образования Ульяновской области, так и федеральных экспертов. В 2016 году в работе школы для молодых учителей приняли активное участие 7 регионов: Московская, Курская, Самарская, Пермская области, Республики Татарстан и Удмуртия. Центральный Совет Профсоюза работников народного образования и науки РФ в рамках сессии представляла Е.С. Елшина, заведующая отделом по связям с общественностью аппарата Профсоюза.
Представители педагогических сообществ других регионов поделились опытом работы, в том числе направлениями взаимодействия с органами государственной власти, существующими программах социальной поддержки и внедряемыми проектами.
Эксперты рассказали молодым педагогам об основных тенденциях в современном образовании, постановке целей и задач как основного компонента образования, ценностной системе урока, применению в педагогической практике информационно-коммуникационных технологий, проектной деятельности и о возможностях профессионального роста молодого учителя.
Демонстрируя возможности участия в интернет-проектах Общероссийского профсоюза образования, Е.С. Елшина обратила внимание слушателей лекции на значимость и ведущую роль именно нового поколения учителей как в построении профсоюза нового типа, отвечающего актуальным требованиям, так и в формировании его позитивного имиджа.
Особое внимание спикеры уделили смене парадигмы образования, переходе от простой передачи знаний формированию нового типа ученика, способного к самостоятельному обучению. В XXI веке в условиях информатизации, компьютеризации и роботизации образования именно информационно-коммуникационные компетенции становятся основой обучения и профессионального роста учителя, а сетевые технологии выходят на первый план в качестве средств организации воспитательной работы.
Также участников сессии ждали мастер-классы ведущих молодых педагогов Ульяновской области, победителей и призеров конкурса Педагогический дебют, касавшиеся инструментария работы современного учителя, в особенности, связанных с использованием информационных технологий, гуманистической составляющей педагогики, примеры внедрения собственных педагогических инициатив и инноваций в практику преподавания, а также советы по подготовке к конкурсным заданиям.
В рамках региональной педагогической школы я представил мастер-класс по теме "Поколение приложений", а также выступил модератором одной из команд молодых педагогов.