Учитель Калимуллин kalimullin­_r@mail.ru
8 962 636 40 62
19 декабря 2018

Методическая копилка

Словарик учителя XXI века

На страницах сайта много материалов о современных цифровых инструментах и технологиях, которые изменяют образовательную среду. В них приводится большое количество терминов, которые являются новыми в российском образовании. С целью недопущения разночтений и коллизий в терминологии и составлен настоящий словарик. Тем не менее многие их этих понятий будут Вам знакомы - просто потому, что современное образование не отрицает педагогической мысли прошлого, а лишь развивает ее в условиях цифровой среды.

1:1

«Один ученик — один компьютер». Образовательная среда, в которой каждому учащемуся предоставлено одно устройство (компьютер, ноутбук, планшет, смартфон).

BYOD

Дословно — «принеси своё устройство» (Bring Your Own Device). Политика использования собственных устройств на уроке. Из плюсов — сокращение бюджетных расходов и родная привычная среда для обучения; из минусов — проблемы с контролем безопасности и соблюдения учебных требований.

e-learning (eLearning)

Всё, что помогает учиться в сети: онлайн-курсы, цифровые ресурсы, веб-сервисы, мобильные приложения. Цифровое образование, электронное образование, digital-образование — это всё о нём, об elearning. Близкий по духу термин — EdTech (Education Technology). Ещё его могут называть сетевым обучением или онлайн-обучением. В основе этой свежей педагогической парадигмы лежит открытость образовательных ресурсов, децентрализация учебной деятельности и использование в этих целях информационных технологий. Сетевое обучение предполагает создание массовой общей цифровой среды для образования и самообразования.

LMS

Система управления обучением (Learning Management System). Это цифровая среда для учителя, которая используется для разработки и распространения учебных материалов — для публичного или совместного доступа. LMS-системы позволяют создавать задания, назначать их отдельным ученикам или группам, работать над проектами и следить за ходом их выполнения, создавать малые рабочие группы для общения и обсуждения.

MOOC

Обычно, когда говорят об elearning, сразу думают о MOOC. MOOC — это массовые открытые онлайн-курсы (Massive Open Online Courses), один из форматов цифрового обучения, ставший популярным как раз из-за своей массовости. Характерные особенности: асинхронность процесса обучения; учебный материал доставляется в видеоформате; сам курс запускается только после того, как набралось достаточное количество участников.

OER

Открытые образовательные ресурсы (Open Educational Resources). Это цифровые учебные материалы, выкладываемые в публичный доступ и распространяющиеся по открытой лицензии. Это могут быть и материалы для учителей, и контент для учеников: конспекты лекций, содержание видеокурсов, коллекции учебных научных журналов и публикаций. Сам факт предоставления своих наработок в открытый доступ — это большой шаг и плюс к репутации для любого образовательного учреждения.

Активное обучение

Отнюдь не новый подход; но сегодня у него появились новые смыслы. Активное обучение предполагает практическое применение навыков, полученных в процессе учебно-познавательной деятельности — в форме игр и тренингов, решения прикладных задач реального мира, проведения собственных исследований и создания коллективных проектов. Сейчас активное обучение осуществляется гораздо проще и эффективней благодаря распространению обучающих веб-технологий, сервисов презентаций и создания видео, блогов и социальных сетей.

Андрагогика

Педагогика взрослых — область научного знания в системе педагогических наук, которая занимается теорией и практикой образования взрослых на протяжении всей жизни.

Асинхронное обучение

MOOC — идеальный пример асинхронного онлайн-обучения, когда всю ответственность за прохождение курса берёт на себя пользователь, а преподаватель в большинстве случаев остаётся за кадром. Ещё примеры асинхронного обучения — подкасты.

Геймификация (игрофикация)

Применение подходов, использующихся в компьютерных играх для повышения вовлечённости игроков, в неигровых процессах: награды, бейджики, уровни мастерства, создание единой истории. Геймификация часто применяется в реализации коммерческих продуктов; а в образовании некоторыми элементами такого подхода пользовались уже давно учителя младших классов и дошкольных учреждений.

Дифференцированный подход

Это не столько целостная стратегия преподавания, а методология процесса. Дифференцированный подход предполагает разработку специального образовательного контента, практик и продуктов (учебников, приложений, сервисов), учитывающих уровень подготовки и достижения групп учащихся. Этот подход не предполагает, что для каждой категории учеников будут составляться различные задачи — но задачи различного вида и сложности будут поставляться им тогда, когда они будут к этому готовы. Этот подход очень близок к персонализированному и индивидуальному подходам.

Дистанционное обучение

Этот термин был известен задолго до появления информационных технологий и возможности обмена информацией в вебе. Вообще дистанционное обучение предполагает взаимодействие ученика и учителя на расстоянии. Раньше это было возможно сделать по почте — ещё в XVIII веке в Европе студенты могли получать по почте учебные материалы и переписываться с педагогом. Появление радио, телевидения, а потом и веб-технологий вызвало всплеск популярности дистанционной формы обучения. Сейчас обучающие теле- и радиопередачи сменились онлайн-курсами и подкастами.

Игровое обучение (эдьютейнмент)

Тут всё просто: обучение с использованием игр (не только компьютерных, любых — ролевых, деловых, подвижных, настольных...). Активное обучение во многом строится на игровом.

Индивидуальный подход

Основа основ гуманистической педагогики. Подход, учитывающий особенности личности, уровня развития, социальных условий ученика. Крайне важны принципы индивидуального обучения в коррекционной педагогике.

Инклюзивное образование

Система обучения детей, которая ставит перед собой благородную цель развития доступности образования для всех учеников, в том числе и для детей с особыми потребностями. Принципы инклюзивного образования ценны для коррекционной педагогики, создания дистанционных методов обучения, реализации адаптивного и персонализированного подходов. Инклюзивное образование — это теория реструктуризации школ и образовательной системы, их переосмысления. Это наши мечты о неунифицированной школе, принимающей всё многообразие учеников, учитывающей возможности каждого, позволяющей учиться так, как удобно, а не так, как принято.

Интерактивность

Сейчас каждый первый появляющийся на рынке цифровых образовательных технологий сервис обязательно говорит о своей интерактивности. Интерактивность — это такое условное понятие, раскрывающее двусторонний характер взаимодействия между элементами системы. Интерактивная игра — это игра, предоставляющая игроку немедленный отклик. Любая подвижная игра интерактивна. Игра с компьютером в шахматы — тоже. Разгадывание кроссворда — неинтерактивно.

Когнитивное обучение

Такой вид обучения строится на применении теорий сознания и мышления современной психологии — с их помощью выстраивается такая модель педагогического процесса, которая развивает не только интеллектуальные навыки, но и способы познания через эмоциональную сферу и интуицию, ассоциативные механизмы, сенсорно-перцептивные каналы. Главное в этом обучении — понимание собственной способности выполнить задачу и построить стратегию решения проблемы.

Конструкционизм

Не путать с социальным конструктивизмом! Подход конструкционизма развил Сеймур Пейперт, выдающийся педагог, математик и программист. Конструкционизм — это обучение в сообществах, где каждый пришедший новичок сразу становится участником совместной деятельности; так стирается грань между учащимися и учителями; а в целом такой подход помогает группе точнее формулировать свои цели и задачи, а всем участникам осознавать и оценивать свой вклад в общее дело.

Сеймур Пейперт, помимо всего прочего, ещё создал язык программирования Logo, который помогал детям освоить азы программирования.

Мобильное обучение

Всего лишь вид дистанционного электронного обучения, характерный именно использованием именно мобильных устройств (планшетов, смартфонов, игровых приставок, мультимедийных гидов). Мобильные устройства открывают доступ к сетевым образовательным ресурсам из любой точки мира (при наличии подключения к интернету, естественно), возможность общаться с другими и создавать свой собственный контент или проекты. А ещё мобильные устройства прекрасно дополняют те же LMS, предоставляя площадку для быстрой коммуникации между учениками, учителями, преподавателями, студентами и родителями.

Моделирование (симуляция)

Принципы моделирования и симуляции (интерактивного воссоздания ситуаций реальной жизни) используются давно в медицинском образовании и бизнес-тренингах. Применение симуляции в образовании прекрасно подходит для развития навыков принятия решений, оценки последствий своих действий, а преимущество такого подхода состоит прежде всего в получении немедленного отклика.

Неформальное образование

Это всё, что выходит за рамки деятельности официальных образовательных учреждений — местный детский кружок лепки из глины, клуб любителей Бродского для взрослых, курсы компьютерной грамотности при администрации района. Иными словами, всё, что создаётся силами энтузиастов для того, чтобы сделать знания и опыт одних доступными другим. Основные отличия неформального образования от формального — гибкая учебная программа, явная прикладная направленность, и, как правило, широкие возможности удалённого обучения.

Перевёрнутый класс

Попросту говоря, концепция «перевёрнутого класса» предполагает учёбу наоборот: обычно в школу и в аудиторию приходят послушать учителя, а дома выполняют задание; в этой концепции ученики дома знакомятся с учебным материалом (обычно в видеоформате), а в аудитории вместе работают над заданиями и участвуют в обсуждении.

Персонализированный подход (адаптивное обучение)

В отличие от индивидуального подхода, где учитель подстраивает учебную программу под личностные особенности ученика, и от дифференцированного подхода, где разные подходы реализуются для групп учеников, персонализированный подход идёт ещё дальше. В зависимости от потребностей и способностей каждого ученика меняется учебный материал, модель обучения, модель оценки и применения знаний. Такой подход стал возможен благодаря масштабному сбору данных о поведении обучающихся и прогрессе их обучения — в тех же MOOC и игровых приложениях.

Поток

Состояние потока наблюдалось и практиковалось ещё в восточных духовных традициях, но особую популярность в современном обществе этот термин приобрёл благодаря американскому психологу Михаю Чиксентмихайи. Теперь «поток» стараются поймать представители почти всех профессий, связанных с интеллектуальным и творческим трудом — учёные, писатели, художники, дизайнеры, инженеры и разработчики... Если вкратце, состояние потока — это состояние полной включённости в процесс деятельности, психоэмоционального удовлетворения от неё. В потоке работа и учёба становятся эффективней, а мотивация повышается.

Проблемно-ориентированное обучение

Педагогическая стратегия, которая позволяет овладеть предметом изучения через решение реальных жизненных ситуаций с помощью самостоятельного использования достоверных источников и групповых обсуждений. Учитель при этом выступает в роли наставника-консультанта. Почти во всех медицинских вузах США, Канады и Австралии используется именно такой подход.

Проектно-ориентированное обучение

Метод проектов, основы которого заложил влиятельнейший американский философ-прагматик и педагог Джон Дьюи. Проектная методика предполагает не просто назначение проектов к выполнению и собственно их исполнение, а создание ситуаций, которые будут стимулировать исследовательский и творческий дух учеников. Учитель здесь выступает в роли научного руководителя.

Самообучение

Всё то, что обычно делается учителем за ученика в традиционном обучении, в системе самообучения берёт на себя ученик — постановку образовательных целей, задач, путей их достижения, выбор учебных материалов. Самообучение с нами на всём протяжении жизни — и в школе, и в вузе, и на работе, и на отдыхе. А разработками методов и теории самообучения занимается направление педагогической мысли под названием хьютагогика.

Синхронное обучение

Разновидность онлайн-обучения, в котором взаимодействие между слушателями и преподавателями происходит в режиме реального времени. Вебинары, совместная работа над документами, видеоконференции — примеры синхронного обучения.

Ситуативное (контекстное) познание

Именно это понятие когнитивной науки лежит в основе когнитивного обучения. Здесь познание рассматривается как процесс, который в полной мере запускается только в реальной среде, в контексте конкретной ситуации или комплекса событий. Иными словами, контекстное познание проводит связь между тем, что вы знаете, и тем, что вы можете с этим знанием сделать.

Смешанное (гибридное) обучение

Образовательная модель, совмещающая цифровую и традиционную формы обучения. При смешанном обучении студенты, помимо привычного посещения учебного заведения, с частью материала работают онлайн. Пока никому неизвестно, какой процент от общего объёма образовательного процесса должен осуществляться в цифровом виде, чтобы иметь право называться «смешанным».

Социальный конструктивизм

В рамках этой социопсихологической теории процесс обучения является социальной активной личности, и именно в процессе межличностного взаимодействия происходит индивидуальное обучение. Основная ценность — личный вклад каждого в общую базу знаний. Кстати, в основу этой теории легли идеи великого советского психолога Льва Выготского.

Таксономия

Самая известная из таксономий в образовательной среде — таксономия Блума. Вообще «таксономия» — это такое дерево классификаций. Таксономия Блума структурировала педагогические цели и задачи, разбив их на три основные сферы: когнитивную (о знаниях и мышлении), аффективную (о чувствах и эмоциях) и психомоторную (о работе руками и инструментами).

Хьютагогика

Отдельная ветвь педагогической мысли, развившаяся из андрогогики, только хьютагогика изучает процесс самостоятельного и непрерывного самообразования в течение всей жизни.

Цифровое гражданство

Термин красивый, а означает всего лишь возможность участвовать в онлайн-сообществе. Мы все — граждане глобального интернет-сообщества, которое уже давно перестало быть группой энтузиастов, а превратилось в полноценное глобальное общество.

 

                                                                                                                        по материалам сайта https://newtonew.com

 

Урок по теме "Начало раздробления Древнерусского государства" в 6 классе в рамках технологии смешанного обучения, модель "смена рабочих зон"


Тема: Начало раздробления Древнерусского государства.

Технология смешанного обучения в рамках модели "смена рабочих зон".

Цели по линиям развития личности.

ЛР. Картина мира в фактах и понятиях.

Используя факты, сформировать представление о начале процесса раздробленности на Руси, влиянии половецких нашествий на его ускорение. Закрепить умение использовать исторические понятия: государство, династия, великий князь, вотчина, раздробленность.

Историческое мышление

Определение закономерностей развития Руси, приведших к раздробленности.

Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.

Создать условия для осознания роли личностей сыновей и внуков Ярослава Мудрого в русской истории; причинах народной любви к Владимиру Мономаху.

 

Педагогический проект на тему: «Инновационный потенциал информационных технологий в историческом и обществоведческом образовании»


 

Цель работы: на основе изучения и анализа научно-методической литературы показать возможности использования инновационного потенциала информационных техно­логий на уроках истории и обществознания, их позитивную роль в активизации познавательной деятельности и учебного процесса, позитивное влияние их на развитие креативного мышления, формирование всесторонне развитой творче­ской личности.

Заключение:Использование  информационно-компьютерных технологий при изучении истории и обществознания позволяетвырабатывать у учащихся умения:

- проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;

- осуществлять внутреннюю и внешнюю критику источника;

- классифицировать исторические источники по типу информации;

 - различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения, суждения и интерпретации;

- проектировать собственную траекторию решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями.

 В образовательном процессе использование ИКТ позволяет

- активизировать учебный процесс;

- индивидуализировать обучение;

- сместить акценты от теоретических знаний к практическим;

- повысить интерес к обучению.

Таким образом, в заключение стоит отметить, что знания усваиваются только тогда, когда ребятам интересно и увлекательно на уроке. Они хотят играть, творить и быть ближе к настоящей жизни. И поэтому учитель должен быть всегда в поиске нового, интересного, необычного, использовать на своих уроках разнообразные информационные и компьютерные технологии.

скачать полный текст педагогического проекта

Выступление с защитой программы предпрофильной подготовки "Моя профессия - мой жизненный путь"

В рамках II областного конкурса методических разработок по предпрофильной подготовке и профильному обучению выступил с защитой программы предпрофильной подготовки "Моя профессия - мой жизненный путь".

Предлагаемая программа курса «Моя профессия — мой жизненный путь» направлена на возможность объективной оценки профессиональных интересов и склонностей старшеклассников, прогнозирования их профессиональной успешности. Данный курс можно считать своеобразным предпрофильным ликбезом, без которого принимать решение о выборе профиля обучения — все равно, что путешествовать без карты и компаса.

Особенностью представленных материалов было то, что приложениями к курсу являются рабочая профориентационная тетрадь обучающегося и методическая тетрадь преподавателя. По результатам конкурса программа заняла 3 место в своей номинации.

 

 

Перейти на страницу конкурса

Скачать все материалы курса

Доклад по теме "Опыт использования информационных часов в общеобразовательных учреждениях МО "Новомалыклинский район"

Доклад посвящен актуальной теме возрождения политинформации в школе в форме информационных часов.

Приоритетная педагогическая задача наших дней — воспитание гражданина с внутренней патриотической, гуманистической пози­цией и осознанием того, что он на своей земле, в своем государ­стве, что он востребован в собственной стране, ответственен за ее судьбу, развитие и процветание и может принести ей максималь­ную пользу, имеет возможность для собственной реализации. В связи с этим одним из основных направлений воспитательной работы в учреждениях образования является идейно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание учащихся, основанное на системе ценностей, соответствующих общечеловеческим прин­ципам и менталитету российского народа. Сегодня система воспитательной работы в школе должна быть построена таким образом, чтобы идейная направленность, проблематика, содержание вос­питательных мероприятий носили опережающий характер, со­действовали развитию познавательных, интеллектуальных, куль­турных потребностей учащихся. При этом чрезвычайно важно, чтобы методы и формы идейно-воспитательной работы способ­ствовали проявлению индивидуальности, творчества воспитан­ников, расширяли их кругозор и активизировали познаватель­ные интересы. Все эти задачи решает такая форма воспитательного процесса, как информационные часы. Необходимо их возрождение, модернизация их структуры в соответствие с требованиями времени и активное использование в школьном воспитательном процессе.

 

скачать текст доклада

Классный час в 5 классе по теме "Мы - россияне" (Конституция)

Занятие направлено на формирование правовой культуры, правосознание обучающихся, их уважения к Основному Закону нашей жизни через понимание ими определяющей роли конституционно-правового
строя в жизни личности, общества, власти, защиты прав и свобод граждан как важнейшей конституционной обязанности и гарантии государства.

Цели занятия:

- образовательные:
1) Помочь учащимся понять, что такое Конституция Российской Федерации и какова ее роль в жизни нашей страны,общества и каждого российского гражданина;
2) На основе знаний, полученных школьниками в 1-4 классах, расширить их представления о символике Российской Федерации, устройстве нашего государства;

3) Подготовка обучающихся к восприятию ключевых положений Конституции Российской Федерации как документа,определяющего основы конституционного строя современной России;
- воспитательные:

1) Формировать правовую культуру, правосознание обучающихся, их уважения к Основному Закону нашей жизни через понимание ими определяющей роли конституционно-правового строя в жизни личности, общества, власти, защиты прав и свобод граждан как важнейшей конституционной обязанности и гарантии государства;

2) Развивать у школьников чувство гордости за Россию, как многонациональную, поликультурную, поликонфессиональную страну, ее многонациональный народ, являющийся единственным источником власти в стране как уникальное пространство, на территории которого веками складывались отношения добрососедства, конструктивного взаимодействия, согласия и взаимопонимания представителей различных народов; 3) Формировать уважение к заложенным в Конституции Российской Федерации базовым общечеловеческим и российским ценностям, основам построения правового государства;

- развивающие:
1) Развивать навыки ведения диалога по вопросам важнейших прав, свобод и обязанностей гражданина, понимания механизмов их защиты и способов реализации;
2) Развивать у учащихся навыки работы с Основным Законом государства, нормативными документами, практического применения их в жизни;
3) Развивать мыслительные способности (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

 

 

Скачать полный текст методической разработки

Выступление по теме "Требования ФГОС. Тенденции применения современных информационных технологий на уроках истории и обществознания".

В рамках Ульяновского образовательного Мегафорума - 2012 г. я выступил с докладом по теме "Требования ФГОС. Тенденции применения современных информационных технологий на уроках истории и обществознания".
Я думаю тема будет интересной для всех специалистов в деле образования и воспитания.

Доклад: Требования ФГОС. Тенденции применения современных информационных технологий на уроках истории и обществознания.

Начало XXI века — это новая веха в развитии образования, связанная с реализацией новых образовательных программ в соответствии со стандартами второго поколения (ФГОС). Новые стандарты предполагают, прежде всего, изменения в организации образовательного процесса в школе. Сегодня стоит задача организации целостного педагогического процесса, направленного на развитие личности ребёнка, способного, используя полученные знания, профессионально развиваться, в будущем внося вклад в развитие своей страны.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе школы.
Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Данные требования нового ФГОС должны обеспечиваться полноценной информационно-образовательной средой (ИОС) — системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения. Именно ИОС является – важнейшим условием и одновременно средством формирования новой системы образования.

 

скачать текст выступления

Урок по теме "Азбука потребителя" в 9 классе

В рамках Всероссийской научно-практической конференции "Развитие культурно-образовательной среды сельской школы в условиях социального многообразия" (23-24 октября 2012 г.) я проводил открытый урок по теме "Азбука потребителя".

Конспект урока «Азбука потребителя»
В рамках элективного курса «Основы предпринимательства»
В 9 классе
Цели урока:
- Образовательная:
1. Формировать представления об основных правах потребителя в соответствии с «Законом о защите прав потребителей»;
2. Формировать у учащихся знаний о системе защиты прав потребителей в нашей стране;
3. Ориентировать учащихся в принципах законодательной защиты прав потребителей.
- Развивающая:
1. Развивать умения самостоятельной работы с документами актового характера;
2. Продолжить развития умений правильного чтения законодательных источников, анализировать и извлекать информацию, рассуждать;
3. Развивать элементы ассоциативного, творческого мышления через решение ситуативных задач.
- Воспитательная:
1. Развивать правовую культуры учащихся;
2. Повышение потребительской культуры школьников, осознанию учащимися собственной потребительской позиции;
3. Воспитывать смелость и настойчивость в деле защиты своих прав как потребителей, культуру защиты своих прав.

 

Скачать конспект урока

Скачать подробный конспект урока с дополнительными материалами в архиве

 

Урок истории в 10 классе по теме «Куликовская битва - Москва – центр борьбы с ордынским игом»

Тема «Куликовская битва - Москва – центр борьбы с ордынским игом».

Цели урока:

Образовательные: 

  1. Способствовать формированию представления о значении Куликовской битвы, влиянии данного события на дальнейший ход русской истории;
  2. Создать условия для рассмотрения и оценки деятельности Дмитрия Донского;
  3. Показать прогрессивную роль политических деятелей и русского народа Московского княжества в борьбе за объединение страны и против завоевателей

 

Развивающие:

  1. Формировать умения работать с различными источниками информации (текстом учебника, иллюстрациями, историческими источниками, ресурсами Интернет);
  2. Формировать умения выделять главное, выяснять причины исторических явлений, их значение;
  3. Формировать умения решать проблемные задания, оценивать роль личности в истории.

 

Воспитательные:

  1. формировать ценностные ориентаций и убеждений на основе данного исторического материала, а также умения аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
  2. воспитание чувства патриотизма.

 

Оборудование: Презентация, учебные видеоролики, мультимедийная установка, учебник А.Н.Сахаров. История России с древнейших времен до конца XVI века. 10 класс. – М., 2009.

 

 

Скачать конспект урока

Урок истории в 10 классе по теме "Крещение Руси"

Учебное занятие построено в рамках технологии проблемного диалога

 

x
Спасибо!
Спасибо за сообщение. В ближайшее время я рассмотрю его и отвечу.