Учитель Калимуллин kalimullin­_r@mail.ru
8 962 636 40 62
12 декабря 2018

История

Краткий справочник по историческим персоналиям

Краткий справочник по историческим деятелям, встречающимся в ОГЭ, ЕГЭ и олимпиадах по истории.

Справочник составлен на основе нового Историко-культурного стандарта (http://rushistory.org/proekty/kontseptsiya-novogo-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-po-otechestvennoj-istorii/istoriko-kulturnyj-standart.html).

Также задействованы сборники:

- Орлов, Георгиев "История России" (2-е издание) (2017)
- Р.В.Пазин "История развития российской культуры" (2016)
- Т.Б.Качкина "История культуры России 9-21 веков" (2015)

Данная версия справочника содержит 812 деятелей, которые могут встретиться в ЕГЭ. Подбирая и редактируя описания, я делал упор на краткость. Иногда ради краткости и доходчивости приходилось жертвовать точностью формулировок, поэтому данный словарик не может считаться полностью научным. Впрочем, для ответов на школьный экзамен точность описаний вполне достаточна.

При заучивании исторических персонажей наиболее важно запоминать фамилию. Но помнить их имена – знак уважения к родной истории.

 

Значения столбцов таблицы:

 

Цифра в первом столбике – «уровень сложности», на котором надо знать деятеля.

 

1

Базовый уровень, правитель России

2

Базовый уровень

3

Средний уровень

4

Высокий уровень. Редко встречается в ЕГЭ.

5

Высокий уровень, не встречается в Историко-культурном стандарте.

 

Третий столбик – область деятельности персонажа, выделяемая в школьной программе как наиболее значимая.

 

Скачать справочник по историческим персоналиям

Словарь терминов для ЕГЭ по истории + карточки и листы для самопроверки

Словарь составлен на основе Историко-культурного стандарта.

Рекомендации по работе с ними:

1) выбрать период;

2) распечатать лист самопроверки, выполнить задание и свериться со словарём;

3) распечатать карточки и вырезать те термины, в которых была сделана ошибка. Работать с карточками;

4) Снова распечатать лист самопроверки, но теперь уже без списка слов. Подписать слова напротив определений.

 

Скачать полную версию Словаря терминов для ЕГЭ по истории + карточки и листы для самопроверки

Демоверсия ЕГЭ 2017 по истории

Предварительная демоверсия по истории ЕГЭ 2017 от 26 августа 2016 года с кодификатором и спецификацией от ФИПИ.

Изменения по истории в 2017 году: 

- Изменён максимальный балл за выполнение заданий 3 и 8 (2 балла вместо 1);

- Усовершенствованы формулировка задания 25 и критерии его оценивания.

 

 Скачать демоверсию (в формате pdf)

КИМ с досрочного ЕГЭ-2016

ФИПИ опубликовал по одному варианту каждого предмета с досрочного периода ЕГЭ этого года.

скачать вариант контрольно-измерительного материала

Скульптура. Материалы для задания №19

Подборка материалов для задания №19 ЕГЭ по истории, в том случае, если в качестве предлагаемых изображений будут произведения скульптуры.

 

Архитектура. Материалы для задания №19

Памятники архитектуры, которые могут встретиться в рамках задания №19 ЕГЭ по истории 2016 г.

 

вебинар от разработчиков КИМ ЕГЭ по истории по заданию 25 "Историческое сочинение".

Вебинар от разработчиков КИМ ЕГЭ по истории, который следует посмотреть для понимания задания 25 "Историческое сочинение".

 

Аудиокнига. Курсы "Подготовка к ЕГЭ по истории России"

 

Аудиокнига. Курсы "Подготовка к ЕГЭ по истории России"

Содержание:
01.Восточные славяне
02.Древнерусское государство
03.Русские земли и княжества в XII-XIII вв. Политическая раздробленность
04.Монголо-татарское нашествие. Золотая Орда
05.Западные завоеватели Руси
06.Литовско-Русское государство
07.Русская культура в XII-XIII вв.
08.Возвышение Москвы
09.Куликовская битва
10.Московское княжество в XIV-XV вв.
11.Церковь в XV-XVI вв.
12.Московское государство
13.Внутренняя политика и реформы Ивана IV
14.Внешняя политика Ивана IV. Опричнина
15.Русская культура и просвещение в XIV-XVI вв.
16.Россия во времена правления Бориса Годунова
17.Смутное время
18.Экономика и политика России в XVII в.
19.Раскол церкви и государства
20.Причины и особенности народных восстаний и внешних конфликтов
21.Внешняя политика и освоение Сибири
22.Культурные особенности России XVII в.
23.Начала правления Петра I. Северная война
24.Эпоха петровских реформ
25.Политическая ситуация в России 1725-1762 гг.
26.Внешнеполитические особенности России 1725-1762 гг.
27.Особенности правления Екатерины II
28.Пугачевщина
29.Внешняя политика России 1768-1769 гг.
30.Особенности правления Павла I
31.Внутренняя и внешняя политика Александра I 1801-1812 гг.; Реформы М. М. Сперанского
32.Отечественная война 1812 г.; Политика Александра I 1815-1825 гг.
33.Россия после Отечественной войны 1812 г.; Выступление декабристов 1825 г.
34.Реформы Николая I. Социально-экономическое развитие России в 20-50-е гг.
35.Общественные движения 30-50-х годов; Крымская война 1853-1856 гг.
36.Развитие образования и науки; Географические открытия 19 века
37.Культура и искусство. Образ жизни людей первой половины 19 в.
38.Предпосылки отмены крепостного права; Крестьянская реформа 1861 г.
39.Либеральные реформы 60-70-х гг.; Развитие России после отмены крепостного права
40.Возникновение общественных движений либералов и консерваторов. Народничество и его идеология
41.Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
42.Внутренняя политика и экономическое развитие России в годы правления Александра III
43.Сословия и классы в обществе после реформ. Внешняя политика Александра III
44.Просвещение и наука второй половины XIX в. Литература, живопись, скульптура того времени
45.Искусство и архитектура. Изменение уклада жизни города и деревни
46.Россия на рубеже XIX в.
47.Россия в первой мировой войне
48.Великая российская революция
49.СССР на путях строительства нового общества
50.СССР в 30-е гг.
51.Вторая мировая война 1939-1945 гг.
52.СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
53.Послевоенное мирное урегулирование; Холодная война
54.СССР в 1945-1953 гг.
55.СССР в 1953 - середине 60-х гг.
56.СССР в середине 60-х-середине 80-х гг.
57.Перестройка в СССР 1985-1991гг.
58.Россия в конце XX-начале XXI в.

© ИДДК

Советы при подготовке к историческому сочинению

 

Вспоминаем: в любом варианте ЕГЭ будет предложено 3 темы, причём одна из них обязательно затронет период с XVII века до начала Первой мировой войны. Этому периоду и стоит уделить наибольшее внимание. В первую очередь освойте темы, связанные с эпохами трёх Александров, двух Николаев, Петра I, Алексея Михайловича, Екатерины II, Елизаветы Петровны. Если останется время — Павла и Михаила Фёдоровича. Именно в таком порядке. Чем ближе к началу списка, тем выше вероятность появления данного сюжета на экзамене.

После того, как будет освоена «середина» истории, стоит «подстраховаться» изучением пары тем из средневековья и XX века.

Прежде чем приступать к тренировке

  • Изучите критерии оценки;
  • Почитайте образцы;
  • Составьте для себя клише.

Как тренироваться эффективнее

Неплохо, если за день-два до написания тренировочного сочинения вы почитаете материал, потом дадите ему «отстояться» в памяти и только затем приступите к работе. При этом вы уже не будете заглядывать ни в книги, ни в Интернет — всё как на настоящем экзамене. Так вы разработаете собственную методику для случаев, когда знаний немного не хватает, а выкрутиться нужно. Потом, когда самостоятельное творчество будет закончено, вы, конечно, заглянете в источники и дополните свою работу.

Какого объёма писать сочинение

Сочинение пишется в вольной форме, объём в правилах не указан. Однако из всего экзамена на сочинение стоит отвести 60–70 минут. За это время стоит создать текст объёмом примерно в 1 страницу. Текст меньшего объёма не раскроет тему; большего — почти наверняка даст дорогу историческим ошибкам, которые не позволят вам набрать два лишних балла.

 

Меньше воды: в сочинении по истории стремиться нужно к точности, логике и отсутствию лишних слов.
 

Чего избегать

  • Фактов и идей, в которых вы не вполне уверены. Лучше написать меньше, раскрыть не все пункты, но сказать только то, что вы знаете наверняка.
  • Бесполезных красивостей и разного рода похвал в адрес лиц, событий и явлений. Не называйте полководцев великими, художников выдающимися, а времена прогрессивными. Больше конкретики, никаких «пустых» и слишком общих слов. Создайте у эксперта впечатление, что вы знаете историю, а не заполняете пробелы общими словами.

О чём следует писать

  • О двух событиях или явлениях данной эпохи. Можно и больше, но только если абсолютно уверены, что это было именно тогда.
  • О двух людях, живших в данную эпоху, причём их роль в событиях следует раскрыть. Назвать можно и больше персонажей, но о двоих нужно написать подробнее.Если знания позволяют, не стоит писать о правителе (князе, царе, генеральном секретаре). Иначе вам трудно будет разграничить основные события эпохи и деятельность данного человека, придётся повторяться. Но, если выхода нет, — пишите.

Ещё по этой теме

Составьте для себя список, включающий пары личностей на каждую из вероятных тем. На экзамене очень важно получить максимальные баллы по двум первым критериям. Это может принести ещё 4 первичных балла — за отсутствие ошибок и связную форму. Если же на первом этапе сочинения вы потеряете хотя бы один балл, с ним уйдут и четыре потенциально возможных.

  • О двух причинно-следственных связях в рамках данного периода. Именно «в рамках», внутри периода, не выходя за его пределы. Подчеркните в своём тексте слова следствие, причина, чтобы эксперты их легко нашли и сосчитали (до двух) найденные вами причинно-следственные связи.
  • О значении периода в истории страны.

Примеры сочинений


1855–1881

1855–1881 — время правления императора Александра II — эпоха реформ, затронувших основные сферы общественной жизни.

К числу важнейших событий и явлений данной эпохи относятся Крестьянская реформа, осуществление которой началось в 1861 году обнародованием Манифеста 19 февраля и «Положения и о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости»; Судебная реформа (1864); реформы местного управления, Земская (1864) и Городская (1870); Военная реформа (1874), появление высших учебных заведений для женщин, Русско-турецкая война (1877-1878), народническое движение.

Период 1855—1881 годов отмечен государственной и реформаторской работой Николая Милютина, Михаила Лорис-Меликова, революционной деятельностью Андрея Желябова, Софьи Перовской, работой художников-передвижников Ивана Крамского, Ильи Репина, Василия Сурикова, скульптора Петра Клодта.

Николай Милютин явился одним из разработчиков Крестьянской реформы. Занимая пост товарища министра внутренних дел, фактически возглавил работу по подготовке освобождения крестьян. Под руководством Н. Милютина разрабатывались документы, определявшие размеры крестьянских наделов и механизм выкупной операции.

Иван Крамской — художник, организатор «Товарищества передвижных художественных выставок», участники которого ставили задачу приблизить искусство к народу и показывать в своих работах типические черты действительности. Крамской был идеологом группы и, вместе с тем, живописцем, оставившим портреты многих известных деятелей русской культуры середины XIX века.

В целом эпоха 1855–1881 известна в истории как время Либеральных реформ. Последовательность реформ была не случайной. Так, например, Крестьянская реформа вызвала необходимость изменения местной системы управления. До отмены крепостного права крестьяне административно подчинялись помещикам и подлежали их суду. Упразднение власти помещика вызвало необходимость введения новой системы местного управления и судопроизводства. Таким образом, Земская реформа и судебная реформа могут рассматриваться как следствие Крестьянской реформы.

Другая причинно-следственная зависимость прослеживается в развитии народнического движения. Неудачи хождения в народ и пропагандистского периода в деятельности народников вызвали радикализацию определённого числа участников движения, привели к созданию «Народной воли» и убийству Александра II.

Значение периода 1855-1881 годов в истории России определяется его реформаторским содержанием. 25 миллионов крепостных обрели личную свободу, армия стала всесословной, женщины получили доступ к высшему образованию, появился суд присяжных, ослабла цензура. Реформы открыли дорогу развитию капитализма, росту городов и промышленности, свободному перемещению людей, росту просвещения. В целом реформы Александра II ещё при его жизни получили название Великих, а самого императора стали именовать Освободителем.


1462–1505

1462–1505 — время правления Ивана III, сменившего на московском престоле своего отца Василия II.

К числу важнейших событий и явлений данного периода относятся присоединение к Московскому государству Новгородской земли (1478), Тверского княжества (1485), создание приказов, принятие Судебника (1497), прекращение зависимости от Орды, строительство кирпичного Кремля в Москве, принятие новых символов великокняжеской власти.

В это время жили Афанасий Никитин, Фёдор Курицын, Марфа Борецкая, Софья Палеолог, хан Ахмат, Аристотель Фиорованти, Иосиф Волоцкий, Нил Сорский.

Афанасий Никитин — купец, путешественник, писатель — автор «Хождения за три моря». Отправившись по коммерческим делам в поездку из родной Твери, он оказался ограблен, и, надеясь поправить свои дела в дальнейшем путешествии, добирался до Индии. Афанасий Никитин оставил подробные записки о быте, нравах, религии, природе, хозяйстве виденных им стран, и, прежде всего, Индии. Его книга стала на Руси первым источником сведений об этой стране.

Фёдор Курицын — дипломат и писатель, глава посольского приказа. Принимал участие в составлении «Судебника». Во время дипломатической миссии в молдавские и венгерские земли познакомился с легендами о местном правителе Владе. Эти сказания легли в основу «Повести о Дракуле», которую принято считать первым образцом русской художественной прозы.

Эпоха Ивана III — время собирания русских земель в единое государство. Территориальный рост Московского княжества потребовал выстраивания системы управления и унификации законов. Следствием этого стало создание приказов — органов отраслевого управления и принятие общерусского «Судебника».

В 1453 году прекратила существование Византийская империя. Московская Русь претендовала на роль её идеологической преемницы. Это обстоятельство наряду с женитьбой Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог послужило причиной нововведений в государственной символике Московского княжества, в архитектурном облике Москвы. В частности, в качестве символов великокняжеской власти были приняты скипетр, держава и двуглавый орёл. В центре Москвы строятся парадные здания, например, Грановитая палата, которая должна была напоминать Золотой зал дворца византийских императоров.

В целом период 1462–1505 годов — эпоха роста Московского княжества, время, когда в результате «стояния на Угре» пала зависимость от Орды, и Русь перестала выплачивать дань. В данный период наметилось строительство единой для всей территории системы государственной власти, был принят единый свод законов, созданы значительные литературные произведения, центр Москвы украсился кирпичным Кремлём, Успенским и Архангельским соборами. Именно для эпохи Ивана III в русских письменных источниках впервые зафиксировано употребление названия «Россия».


1881–1893

1881–1893 — время правления императора Александра III, известное в истории как «эпоха контрреформ». Контрреформами принято называть политические преобразования, проводившиеся правительством Александра III, направленные на закрепление консервативных устоев в жизни страны и ограничение действия либеральных норм, принятых в эпоху «Великих реформ». К числу контрреформ относятся ограничение компетенции суда присяжных, меры по снижению числа учащихся гимназий и университетов из числа детей непривилегированных сословий (вводившиеся, в частности, «циркуляром о кухаркиных детях»), запрет женского высшего образования, увеличение имущественного ценза и дворянского представительства при выборах в земства.

В аграрной сфере был осуществлён перевод крестьян на обязательный выкуп с одновременным затруднением выхода из общины.

Внешняя политика была направлена на сохранение мира. Александр III не начал ни одной войны и посредничал на франко-прусских переговорах. За такого рода деятельность он получил прозвище Миротворца.

В данный период значительным явлением стала экономическая политика, направленная на достижение промышленного роста. Её проведение связано с именем министра финансов, а затем и председателя кабинета министров, Сергея Юльевича Витте. По инициативе Витте была разработана система мер, направленных на стимулирование промышленной модернизации: строительство железных дорог (крупнейшая - Транссибирская магистраль); введение золотого эквивалента рубля; привлечение иностранного капитала; введение винной монополии. Наряду с поступлением в казну доходов от выкупных платежей и неучастием России в войнах эти меры стали причиной быстрого промышленного развития. Вследствие указанных обстоятельств в последнем десятилетии XIX века Россия имела самые значительные в мире темпы промышленного прироста.

Бурные темпы развития экономики сочетались с ретроградной внутренней политикой. Идеологом консервативных устоев являлся обер-прокурор Синода Константин Петрович Победоносцев. Преподавая право будущему императору Александру III, он оказал значительное влияние на его политическую философию, был приближен ко двору и сыграл ключевую роль в формировании политики контрреформ.

Одной из причин политики контрреформ можно считать убийство народовольцами Александра II 1 марта 1881 года. Следствием этого акта стал отказ Александра продолжать либеральные реформы, начатые его отцом. Александр III попытался «подморозить» социальные отношения и политические процессы.

Таким образом, значение данного периода отмечено разнородными тенденциями. С одной стороны — быстрый промышленный подъём, бурное железнодорожное строительство, удачная финансовая реформа, приведшие к росту деловой активности, общественному запросу на модернизацию социально-политической жизни и приобщение к просвещению. С другой стороны — попытка законсервировать общественные институты и политические структуры. Эти противоречия найдут своё разрешение в революционных событиях начала XX века.

 

Одним словом, будьте короче и точнее. Успехов на экзамене!

x
Спасибо!
Спасибо за сообщение. В ближайшее время я рассмотрю его и отвечу.