Педагогическая лекция на тему "Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется..." Ф.И.Тютчев
Вспомним слова известного поэта Николая Гумилева:
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
Согласно одной из версий, император Нерон сочинял стихи о пожаре Трои, но Муза в этот день к нему не «пришла». Тогда, чтобы обрести вдохновение, император приказал поджечь Рим. А сам, глядя на пылающий город и гибнущих людей, слагал свои «вирши».
Общеизвестны слова Вадима Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти»… Ряд аргументов о значении слова бесконечен.
Не случайно в древней Руси многие сказания получили название «Слово». Слова нередко переворачивали ход истории. Достаточно вспомнить Галилео Галилео и его знаменитое «И все-таки она вертится».
Слово – это средство, способ, метод, оружие. И весь этот арсенал – пожалуй, единственно главное, что дано учителю и чем он должен в совершенстве владеть. Ничто не обладает такой силой воздействия, как слово. Слово, выделившее школьника из всего класса, может окрылить, вселить уверенность в свои силы. Или, наоборот, разовьет закомплексованность, боязнь отвечать, страх перед насмешками. Раны от слова вызываются не только грубостью, а часто необдуманным обращением со словом.
Известный прозаик и публицист Сергей Львов вспоминает, как в детстве был полным и его все дразнили, отчего он страдал ужасно. Понадобилось немало выдержки и умения постоять за себя. Однажды один знаменитый писатель пригласил группу ребят в редакцию для беседы, готовился писать очерк. Когда школьник развернул газету с очерком, он похолодел: писатель, указав имя, фамилию, школу, назвал его «языкатым толстяком», хваля его ответы. Надолго прилипло это прозвище. Прошло много лет, произошла их встреча:
- А вы знаете, какое горе вы мне когда-то причинили?
Тот страшно удивился. Пришлось рассказать ему эту историю. Последовало извинение. Взрослый, Львов его извинил, мальчишкой же ненавидел.
Слово может стать взлетной полосой или секирой, обрубающей крылья. Недавно столкнулся с ситуацией: родители одной ученицы были обеспокоены тем, что она не хочет ходить в школу. Я выяснил, что причиной нежелания посещать школу, стали брошенные медицинским работником слова: «С таким сердцем жить нельзя». Она верила старшим и думала, что живёт последнюю неделю. Эту рану словом нанесли не злость, не грубость, а невежество.
Иногда, проходя по коридору во время урока, можно услышать:
«Не видишь что ли!»; «Сколько раз тебе повторять!»; «Русского языка не понимаешь!»; «Чего стали!» или «Чего сели!»; «А тебе чего надо!»; «Больно умные все стали!»; «Ишь, какой нежный!»; «Двадцать раз вам повторять!»
А ведь можно сказать: «Доброе утро!», «Пожалуйста, подойди!», «Спасибо большое!», «Умница!», «Ты меня обрадовал!», «У тебя все получится!»…
Тысячелетиями человечество вырабатывало способы выражения благодарности, сочувствия, внимания, благожелательности. Они вошли в народные традиции, обрели глубокий этический и социальный смысл.
Слово педагога дорого стоит, это тот смычок, который касается самого тонкого, самого чувствительного инструмента, название которому – «душа ребенка».
Произнесенное нами ненароком, но воспринятое как обида, оно долго будет терзать маленького человека, у которого пока нет опыта противостояния обидам.
Осторожно со словом, уважаемые коллеги!