Новая школа глазами молодого педагога
Не крутите пёстрый глобус,
не найдёте нас на нём,
в этом городе чудесном
учим, трудимся, живём.
Здравствуйте, дорогие друзья!
Позвольте передать Вам привет от жителей самого большого в мире города, города, о котором сегодня я хочу поведать всем!
Нашего города действительно нет ни на одной карте.
И тем не менее мы претендуем на звание самого большого, самого значимого, самого перспективного объекта для нашей страны.
Город Мастеров – это необъятные пространства, на благодатных землях которых развернулись учебные корпуса и здания общеобразовательных школ, гимназий и лицеев.
Кто же населяет наш город? Глупый вопрос, скажете Вы, Мастера, конечно! А вот и не только! Большинство наших горожан – это замечательные дети, молодые люди, полные надежд и мечтаний, уверенные в своём прекрасном будущем...
Так вот он какой, среднестатический житель нашего города – это молодой человек, определяющий свой жизненный путь.
Перед таким человеком всегда стоял, стоит и будет стоять один и тот же вопрос: «Кем быть?».
Этот вопрос и я задавал себе лет с семи. Кем только ни был в мечтах! Когда удалили аппендицит, я себе сказал: «Буду хирургом!». Это так здорово – облегчить страдания человеку, вернуть здоровье. А какая ответственность: ведь врач не имеет права на ошибку, в его руках жизнь человека! После поездки в Среднюю Азию я решил, что стану геологом: горы, ущелья, озеро Иссык-Куль меня поразили красотой и величием настолько, что мне захотелось исколесить всю страну с рюкзаком за плечами...
Но какая бы мысль ни владела мной, я каждое воскресенье после обеда доставал «рыжий» чемодан из-под кровати, ставил его на стулья, и начиналась самая замечательная игра – игра «в школу». Сначала я учил своих братишек и сестренок, а потом друзей. Часто мы, ссорились, каждому хотелось быть учителем. Из всех друзей учителем стал только я. Судьба... Скажу ли я ей спасибо за это? Да, скажу!!! Я не просто учитель. Я - полноправный житель Города Мастеров.
Иду по гудящему от шума коридору, дети рады тому, что встретились... Длинные коридоры, старенькая школа... Да учителем-то я здесь всего ничего: второй год. О чем–то шумно разговаривающих ребят спрашиваю: «А какая она должна быть, наша новая школа?» В ответ получаю...
В ответ получаю разноголосое:
- Светлая (да, хотелось бы больше света);
- Теплая (и это бы не помешало);
- Чистая (ну, в этом иногда и сами виноваты);
- Уютная (постараемся все вместе);
- Добрая (обязательно);
- Умная....
Вот оно, то слово, которое, видимо, и ждал услышать. Наша новая школа должна быть и светлой, и уютной, и создавать условия для развития ребенка, но она еще должна быть умной. Что я понимаю под этим словом? Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев дал своего рода определение новой школы 21 века. Это «высокотехнологическая, эффективная, сильная и в то же время добрая школа – добрая по отношению к ученикам и привлекательная для учителей независимо от их возраста». Значит, я не одинок в своих мыслях относительно того, что школа должна быть умной, но и доброй одновременно. Одним из сторонников активного проявления педагогами любви является Ш. А. Амонашвили: «Без любви к ребенку нельзя воспитать «гуманную душу в человеке», ребенок становится счастливым, когда ощущает к себе искреннюю и бескорыстную любовь».
Поэтому я мечтаю о том, что в школе будут работать добрые педагоги, способные понять и принять ребенка таким, каков он есть.
Я хочу быть современным педагогом, ведь сегодняшний мир стремительно меняется; все новые и новые процессы, события наполняют этот мир, раздвигают его горизонты. Приходится ломать стереотипы мышления, искать новые пути в профессиональной деятельности.
А этого нельзя сделать, не определив круг основных проблем в области, которой мы, жители Города Мастеров, посвятили свою жизнь.
Так каковы же они, проблемы, решать которые призваны мы сегодня?
Позвольте ответить на этот вопрос сказкой. Не против? Тогда слушайте!
Трудно жилось в лесу мышкам: лиса обижает, врагов больше, чем друзей. Защищаться надо, да нечем. Пошли они за советом к Филину:
- Ты самый мудрый в нашем лесу. Скажи, как нам защищаться, как сделать, чтобы нашим детям стало жить в лесу безопасно? И ответил им мудрый Филин:
- Всё проще простого! Отрастите колючки, как у ежей. Тогда никто вам не будет страшен.
Мышки в восторге от такого простого решения праздновали всю ночь, а наутро поняли, что не знают, как отращивать колючки. Снова пошли за советом к Филину:
- Скажи, мудрейший, а как отращивать колючки?
А в ответ слышат:
- Ну-у-у! Это тактика, а я занимаюсь стратегией.
В отличии от сказочного филина мы, педагоги, занимаемся и стратегией и тактикой. Помимо осознания и принятия основных целей воспитания и образования (это стратегия) мы обязаны выстроить и преодолеть маршрут их достижения, при этом учитывая и корректируя желания и возможности участников этого процесса: детей, родителей и коллег-педагогов (это тактика).
Но ни один даже самый хитроумный стратег и тактик не научит в одиночку «отращивать колючки» у наших ребят. И вот мы вместе готовим сегодняшних подростков к жизни: прививаем умения и навыки, даём им образование, обеспечиваем их востребованность на рынке труда и успешный карьерный рост в будущем. А значит, мы помогаем ребятам «отращивать колючки», т.е. готовим их не потеряться в море житейских проблем и задач современной жизни. А это возможно только при одном условии: обеспечении качества обучения.
Я вижу новую школу такой, где бы было сформировано единое социокультурное пространство, где бы педагоги и родители работали вместе в целях развития ребенка, где бы сохранялись и приумножались национальные традиции, чтобы дети помнили свои корни, чтили и уважали законы своего народа, знали язык своих дедов и прадедов.
В новой школе каждый человек, с одной стороны, должен сохранить неповторимость своей личности, с другой - чувства единения со всем сущим, когда чужая радость становится твоей радостью и чужая боль становится твоей болью.
Вот такой я вижу свою новую школу, школу, которая построена на любви к детям, на доброте, доверии и искренности отношений, школу умную по своему содержанию, а еще – стремящуюся к постоянному обновлению и совершенству. А для этого и каждый учитель должен быть ярким и неповторимым. Свои размышления хотелось бы завершить стихотворением о нашем новом, современном городе Мастеров.
Школа прежняя: она – родная.
А новая школа будет какая?
«Наша новая школа» - школа моя.
В ней я скульптор,
А класс – мастерская:
Творческая, подвижная, озорная.
И каждый день, и каждый час
Десятками пытливых глаз
Смотрят на меня будущие Эйнштейны и Ломоносовы.
Язык, инструмент мой, легок и прост
– На ощупь слова, подбирая как сваи,
Сначала строю доверия мост,
На ударения не налегая.
Слово учителя - проверенный инструмент,
Но этого в наше время мало,
Интерактивных новостей
На уроке мне не хватало.
Я научу их не только считать,
Решать задачи, вычислять интегралы,
А в мире информации жить - не существовать.
Я не боюсь больших перемен,
Возможно, меня заменит компьютер,
Но это будет только тогда,
Когда компьютером будет скульптор...