Учитель Калимуллин kalimullin­_r@mail.ru
8 962 636 40 62
18 апреля 2024
Новости

Уроки кверху ногами. Перевернутое обучение: pro и contra

Стараниями прогрессивных школьных учителей процесс обучения в последние годы обогатился новыми методиками. В России всё чаще применяется технология смешанного обучения, одной из самых интересных форм которого стал перевёрнутый урок. В чём его суть, и легко ли «перевернуть» обычный класс российской школы, рассказывает Татьяна Волошко.

Перевёрнутое обучение (flipped learning) подразумевает, что вместо традиционного домашнего задания учащиеся смотрят видеолекции в сети, то есть самостоятельно проходят тот материал, который должны были бы пройти в классе. А на уроке вместе с учителем выполняют практические задания, закрепляя теоретические знания. Иными словами, дома дети выполняют классную работу, а в классе — домашнюю, перевернув тем самым процесс обучения.

Кто это придумал

Первооткрывателями считают учителей химии Аарона Самса и Джонатана Бергманна. Чтобы не стоять изо дня в день у доски, объясняя новый материал, они записали и выложили видеолекции и обучающие занятия для учеников старших классов в интернет. Этот формат понравился школьникам, и учителя всего мира, воодушевившись примером коллег, стали записывать свои видеолекции.

 

Основатели перевёрнутого обучения Джонатан Бергманн (слева) и Аарон Самс (справа) / Фото: clintonschoolphotography.com

 

Как это работает

Учитель при помощи специальных электронных программ записывает лекцию, размещает её на доступном классу ресурсе, делает рассылку ученикам или «сбрасывает» её на информационный носитель ученика. К материалу может прилагаться небольшое задание для того, чтобы ученик сам мог себя проверить.

Место, время, темп и количество просмотров обучающего видео учащийся определяет сам, дополнительные вопросы можно задавать учителю на сайте класса.

 

Фото: iwalkthrough.org

 

Плюсы «перевёрнутого урока»

1. Индивидуальный подход и обратная связь. На обычном уроке учитель объясняет новый материал всему классу, при электронной форме обучения общается отдельно с каждым

2. Модель позволяет просматривать один и тот же материал столько раз, сколько необходимо ученику

3. На уроке будут разобраны все сложные вопросы

4. Учитель может организовать учебную деятельность так, чтобы найти задание для всех учеников класса

5. Освобождает учебные часы на совместную практическую работу (лабораторные работы, семинары и так далее)

6. Модель «перевёрнутого урока» можно применять в начальных, средних и старших классах

Всем ли подходит

Модель «перевёрнутого обучения» не работает в том случае, если ребенок не заинтересован в самостоятельном добывании знаний или недостаточно мотивирован вообще.

Роль учителя

В процессе перевёрнутого обучения её ни в коем случае нельзя умалять. Педагог должен вдохновить, поддержать, заинтересовать, словом, оказать всестороннюю поддержку. Именно он подводит школьников к пониманию, что самостоятельно добытые знания становятся достоянием человека.

Самая большая проблема — неготовность педагогов работать по системе смешанного обучения, в том числе низкий уровень владения технологиями. А педагогам старой формации особенно сложно отказаться от привычного места учителя в классе и стать фактически тьютором.

Кроме того, не все могут отказаться от поурочного планирования занятий в пользу курса с индивидуальным сопровождением учеников. Это требует формирования абсолютно нового мышления.

 

Анна Кузнецова

Учитель географии Лицея № 1553 им. В.И.Вернадского

 

В любви и на войне все средства хороши — это касается и внедрения новых методик в школьном образовании. Учитель должен быть и акробатом, и жонглером, и укротителем, не забывая при этом смешить публику.

По своей сути уроки литературы изначально «перевёрнуты»: обсуждаем и разбираем мы то, с чем ознакомились вне аудитории. Но и на любом другом уроке давно применяются методы, когда ученик идёт «на опережение». Подготовка к деловой игре или семинару всегда связана с самостоятельным изучением нового для обсуждения в классе.

Другой вопрос — использование учительских подкастов. На мой взгляд, в настоящих российских условиях идея прекрасна, но вряд ли реализуема. Не из-за технических трудностей — подкаст записать можно и на смартфон. Скорее, неготовность ни ученика, ни учителя. Как разовое мероприятие — да. Как система — пока нет. Для самостоятельной работы вне стен школы ученика нужно сперва мотивировать: заинтересовать не в оценках и баллах, а в необходимости знания.

Для «перевёрнутого урока» нужно хорошенько перевернуть сознание и учителя, и ученика. Ну и не стоит забывать ещё одну вещь, которую частенько оставляют за скобками, радуясь новым методикам. Обсуждение всегда требует грамотного ведущего, в роли которого учитель и выступает. 40-45 минут можно продуктивно подискутировать и пообсуждать. Даже провести несколько дискуссий. Но когда в день шесть-восемь уроков (шесть-восемь дискуссий) — это колоссальное эмоциональное напряжение. Поэтому, подводя итог, хочу сказать следующее. Идея перевёрнутого урока с учительскими подкастами мне весьма импонирует как учителю, так и «вечному студенту». Но она не может служить панацеей от всех бед, как и никакая другая методика вне огромного комплекса образовательных методик и мероприятий.

 

Ксения Баранова

Учитель истории лицея НИУ ВШЭ

 

Казалось бы, для нашего века технологий модель перевёрнутого урока оптимальна. Даёшь детям в качестве домашнего задания видео, которых в интернете целая тьма — только выбери. А после уже на уроке, когда потребность в пересказе пройденного материала отпадает сама собой, вы занимаетесь решением конкретных задач, пытаясь применить полученные дома знания на практике. Но почему-то я до сих пор не знаю ни одной школы, которая в разработке своих программ следовала бы только этой методе. Хотя, повторюсь, доступ к необходимым для этого инструментам открыт для всех и каждого. В чём же дело?

Первое. Больше половины учителей в современной школе принадлежат к старшей возрастной категории. Кто-то может связать этот факт с компьютерной малограмотностью школьных учителей, но я, скорее, не соглашусь с этим и скажу о другом. Напротив, преимущества интернета уже давно дошли до своего адресата. Только это не решило основной проблемы: многие учителя не готовы полностью выносить изучение материала за пределы урока, поэтому даже если они используют найденные материалы, то делают это прямо на уроке, запуская видео вместо собственной лекции.

Второе. Немногие школьники готовы подолгу разбираться с домашним заданием. На моей памяти не было ни одного урока, чтобы к нему подготовились без исключения все, но тут ситуация осложняется, ведь просто посмотреть видео недостаточно. Порой его нужно пересмотреть, и не один раз, чтобы полностью овладеть материалом. А для этого нужно быть человеком осознанным, и это уже в малом возрасте. Воспитывает ли наша школа подобную «характеристику» — отдельный вопрос, и мы сейчас не о нем.

Речь о том, что выполнение самого действия, домашнего просмотра тематического видео, часто подменяет саму задачу — разобраться с темой благодаря видеоуроку. В результате на уроках заново приходится обсуждать все те же сюжеты. То есть даже в случае применения модели «перевёрнутого урока» эффективность работы не сильно меняется и материал всё так же считается «пройденным».

Конечно, всё очень зависит от самой школы, её политики, педагогов и детей. ФГОСы не слишком строго регламентируют процесс обучения, поэтому вся ответственность за этот процесс ложится именно на их плечи. Тем не менее, мне кажется интересным факт, что ни одна из школ, лидирующих в рейтинге образовательных учреждений столицы, не может похвастаться тем, что полностью перешла на эту модель.

 


по материалам сайта http://mel.fm

Комментарии
Оставить комментарий

x
Спасибо!
Спасибо за сообщение. В ближайшее время я рассмотрю его и отвечу.