Учитель Калимуллин kalimullin­_r@mail.ru
8 962 636 40 62
25 апреля 2024
Новости

Книга для возбуждения исторического любопытства

Популярный сервис TheQuestion выпустил вторую книгу с коллекцией самых интересных вопросов, на которые отвечают эксперты проекта. На этот раз вопросы касаются всемирной истории.

 

 

TheQuestion — это интернет-проект, который позволяет всем желающим задавать вопросы и получать ответы от таких же пользователей сети. Академик и обычный человек, увлечённый какой-либо темой, здесь имеют одинаковую возможность стать экспертом — главное, чтобы ответы были полезными и содержательными.

Для некоторых вопросов редакция проекта сама ищет отвечающих. Например, как рассказала основатель TheQuestion Тоня Самсонова в одном из интервью, на неожиданный вопрос «Обладал ли Иисус Христос чувством юмора?» с большим удовольствием ответил человек, написавший научную работу на эту тему.

История — одна из тех сфер, к которой пользователи TheQuestion испытывают особое любопытство. Вопрошающих интересуют спорные теоретические моменты, бытовые подробности, достоверные источники, «а что было бы, если…» Теперь самые интересные вопросы и самые обоснованные ответы экспертов объединены под книжной обложкой.

В книге нет единой сюжетной или концептуальной линии: она похожа на своеобразный слепок, запечатлевший современную практику поиска ответов на спорные вопросы.

С любым вопросом мы спешим обратиться к онлайн-бездне: погуглить, спросить у «Яндекса», вызвать Сири. Есть варианты более «человечные»: поискать на форумах или задать вопрос на TheQuestion и других подобных сервисах.

И вот тебе из онлайн-бездны отвечают живые, конкретные люди — профессионалы или «зашедшие на огонёк». Их ответы пробуждают любопытство, заставляют размышлять и спорить. 

Мы привычно живём, пристально вглядываясь в прошлое, пытаясь найти аналоги настоящего в историческом времени. Сегодня государство отечески опутывает нашу историческую память своей заботой: оберегает от острых углов, от неудобства прошлого, способного нарушить иллюзию блистательности дня сегодняшнего, то есть — фальсифицирует, мифологизирует, разделяет, властвует. Книжка (так же, как и сам сервис ТheQuestion) передаёт право на знание в частные руки, отказавшись от фильтров и системы модерации источников.

Вот несколько вопросов, перекочевавших из онлайн-среды в книжный формат:

- Ближний Восток в Раннем Средневековье был флагманом науки и искусства: алгебра, алхимия, алкоголь, первые университеты, но что пошло не так?

Денис Сухино-Хоменко, историк-медиевист, аспирант ГАУГН, преподаватель английского языка:

— Флагман флагману рознь. Многое в культурном развитии определяется сиюминутными обстоятельствами или конкретными событиями.

Во-первых, с чем сравнивать Ближний Восток. Если с современным ему Китаем, то последний был сильно впереди. Эпоха династии Тан — признанный золотой век в Китае. По сравнению с Европой, конечно, Ближний Восток был в чём-то более продвинут. Университетов, разумеется, в современном смысле не было — были разные школы, чем-то похожие на античные. Но не стоит забывать, что и в Европе этот период неоднороден. Скажем, есть знаменитый феномен «каролингского возрождения», а позже — «оттоновского возрождения». В VII-VIII вв. на Британских островах монастырская культура также создавала шедевры, посмотрите одно Линдисфарнское евангелие или Келлскую книгу. Так что и в Европе не всегда и везде царил мрак.

Во-вторых, есть субъективные факторы. Например, это потребность в точных астрономических наблюдениях в связи с использованием лунного календаря. А такая дисциплина, как алхимия, часто работала случайно, когда в поисках философского камня открывали «сторонние» эффекты (таким образом, скажем, в Китае изобрели порох). Что касается искусства, то стоит помнить, что оно в то время находится под влиянием религии, а ислам запрещает изображать людей (как это делается в иконописи). Поэтому на арабском Востоке были очень развиты разные геометрические орнаменты, которые, будем откровенны, при базовых, но правильно применяемых знаниях математикой не такие уж сложные, зато эффектные. Кроме того, стоит учитывать, что мы судим о культуре периода и его развитости по верхушке айсберга — в основном по дошедшим до нас памятникам высокого искусства и науки. Массы населения могли быть очень тёмными.

В-третьих, есть и объективные факторы. На Ближнем Востоке кризис эпохи Великого Переселения Народов был не настолько глубоким и разрушительным. Конечно, иногда и саму экспансию арабов рассматривают в качестве её элемента, но они действовали иначе, чем, скажем, гунны или германцы. Арабы были на удивление терпимы и мудры, чтобы не уничтожать захваченного, а разумно его использовать. К тому же механика этого завоевания была очень своеобразной. На одной из своих лекций А. Зубов объяснял, что к середине VII в. на многих землях Восточной Римской Империи власть себя настолько скомпрометировала, что население легко встречало арабов и шло с ними на сотрудничество.

Далее, Ближний Восток — Сирия, Египет, Палестина, Месопотамия, Персия — более урбанизованный регион, чем Западная Европа того времени, где многие города были сравнительно молодыми, меньшими по размеру и зачастую брошенными или пришедшими в запустение в V-VII вв. в связи с общим экономическим упадком. В Ирландии или Скандинавии городов вообще, строго говоря, не было. На этом фоне сохранение и использование достижений древних культур на Ближнем Востоке выглядит, конечно, как расцвет. Наконец, после арабского завоевания VII в. в регионе царил более или менее устойчивый (по сравнению с Европой) мир. Халифат долгое время был централизованным государством, хотя, как оказалось, не слишком прочным.

Сказать, «что пошло не так», однозначно сложно. Во-первых, конечно, это милитаризация Ближнего Востока, когда сюда пришли европейцы во время Крестовых Походов, но гораздо страшнее оказались монголы в XIII в. А в XIV в. по этим землям прошёлся ещё и Тамерлан. Ещё раньше, до Крестовых Походов, началась экспансия турков-сельджуков, которые, в отличие от арабов, были гораздо менее просвещёнными завоевателями, если не сказать дикими. В Европе в то же время война становилась всё более локальной. К периоду Высокого Средневековья также относится «коммунальная революция», когда города освобождались от сеньориальной власти, чего не произошло на Востоке.

Мне кажется, представление о расцвете Ближнего Востока в ранее средневековье связано с «общим знанием» об упадке в Европе в «Тёмные века», сформированным в XV в. деятелями Возрождения. Когда на этом фоне открывается исламская культура (не забывайте о европоцентризме до середины XX в.!), конечно, она выглядит жемчужиной. Если обобщить, то правильнее было бы говорить о том, что Восток ничем не уступал Западу, в чём-то обгонял и внёс такой же огромный вклад в сохранение античной цивилизации.

- Правда ли, что в Средние века на Руси мылись гораздо чаще, чем на Западе?

Елена Бергер, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, доцент Первого МГМУ им. И.М. Сеченова:

— Нельзя сказать, что на Руси именно в Средневековье дела обстояли лучше, чем в Европе. Существует достаточно много средневековых миниатюр на тему «Человек в бане». Но насколько это было регулярно, большой вопрос. Например, Карл Смелый (французский герцог, живший в XV веке) во все походы с собой возил ванну, а Людовик Святой (французский король, живший в XIII веке) постоянно болел дизентерией — болезнью, которая появляется из-за плохой гигиены. Но в раннее Новое время (XVII-XVIII века) в Европе с гигиеной действительно было хуже. Тогда вода стала считаться источником заразных заболеваний, в первую очередь сифилиса.

 Мария Васеха, аспирант Института этнологии и антропологии РАН:

— Поскольку в Средние века Русь была уже православным государством, представители всех сословий мылись по субботам, дабы на утро следующего дня предстать в церкви «в телесной чистоте». Соответственно, все гигиенические процедуры проходили именно в субботний банный день, один раз в неделю. Однако не надо забывать о «чистом четверге», приходящимся на последнюю Страстную неделю перед Пасхой. Поскольку перед самым большим православным праздником у населения было очень много дел, мылись заранее, в четверг. Для людей с дороги, дорогих гостей, баню топили по их приезду, что вполне объяснимо. В южных губерниях России мылись в печах. Поскольку эта процедура была менее энерго- и времязатратной, чем подготовка бани, случалось, что обмывались не только в субботу.

- Почему растёт неравенство между людьми, если ресурсов у человечества всё больше?

Евгений Ясин, научный руководитель НИУ ВШЭ:

— Честно говоря, за последнее время я не отмечал роста неравенства. Напротив, уменьшается разрыв между богатыми и бедными странами. Сейчас поднимаются небогатые страны, особенно развивающиеся, прежде всего Китай и Индия. Развивающиеся страны в последние годы изменили картину распределения всего богатства в мире и заменили импортные потоки во многих странах Европы и Америки.

Довольно значительное мировое перераспределение в пользу развивающихся стран было перед кризисом 2008 года. Сейчас, как и всегда во время кризиса, проблемы разрыва между бедными и богатыми слабеют. Вероятно, это происходит и в России.

Удивительный случай равенства: эта реклама утверждает, что и богатые, и бедные одинаково пользуются неким бальзамом.

В России значительным увеличение неравенства было в 1990-е годы в связи с переходом от социалистической экономики к рыночной. Процесс перераспределения, казалось бы, должен был закончиться с завершением трансформационного кризиса в 1998 году, но разрыв между бедными и богатыми продолжал увеличиваться, и он увеличивался до 2008 года.

Если говорить о дальнейшем развитии, то насчет этого есть разные гипотезы. Ситуация с экономическим неравенством может происходить и в одну, и в другую сторону. Вероятнее всего, процессы будут менее заметными, чем раньше. Это связано с тем, что индустриальная эпоха закончилась. Теперь наступает инновационная эпоха, она будет характеризоваться большими скачками и существенным ростом богатства одних, при том что богатства других, и личные, и корпоративные, будут снижаться.

Комментарии
Оставить комментарий

x
Спасибо!
Спасибо за сообщение. В ближайшее время я рассмотрю его и отвечу.