Учитель Калимуллин kalimullin­_r@mail.ru
8 962 636 40 62
22 сентября 2021
Новости

FAQ по критическому анализу информации для педагога

Месяц назад в мире учебников по истории произошёл местный скандал.

Началось всё со скромного письма от издательства «Просвещение», разосланного всяческим представителям администрации — от руководителей департаментов образования до директоров школ. Дело это обычное, ежедневно доблестные сотрудники канцелярий получают тонны подобных весточек.

Конкретно в этом циркуляре было сказано, что учебно-методический комплекс «История России» для 6-10 классов под ред. Торкунова был рекомендован в качестве пособия на III Всероссийском Съезде учителей истории и обществознания.

Вроде бы ничего криминального, но профессиональное сообщество историков и преподавателей сочло совсем иначе. Формулировки, которые выбрало издательство, безобидные на первый взгляд, вполне могут быть восприняты не как рекомендация, а как официальное требование. Собственно, фраза «официально рекомендовала» и вынуждает учителей, как высказался в своём Facebook Иван Курилла, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, думать, что все прочие УМК не рекомендованы.

 

 

Если вам интересно, можете прочитать резолюцию того самого съезда учителей истории и обществознания. Там действительно нет ни слова о конкретных линейках учебной продукции.

Лицемерием будет закрыть глаза на то, что для издательств, занимающихся выпуском учебной литературы, крайне важны результаты обсуждений подобных съездов, комисиий, круглых столов, научных и методических советов — это всё-таки бизнес, а общественные и экспертные обсуждения — это инструменты продвижения.

Мы наблюдаем удивительную вещь: даже в тексте, составленном межведомственным безликим канцелярским языком, находится место для маркетинговых уловок. Именно этим фактом и было возмущено профессиональное сообщество.

Но, раз уж обстоятельства складываются так, что в сфере государственного образования действуют законы рынка и рекламы, возможно, и конечным потребителям стоит подумать над своей позицией и ролью? В данном случае конечным потребителем будут являться конкретные образовательные организации и их работники, которым предлагаются различные учебные продукты.

Но и потребитель — не безмолвная овечка. В конце концов, если на вас с полки смотрят пакеты с молоком от совершенно разных производителей, вы совершенно не обязаны приобретать именно тот, на котором белом по красному крупным кеглем написано «ИЗГОТОВЛЕНО ПО ГОСТУ».

Всем участникам образовательного рынка необходимо самообразовываться. И издательствам, и отделам образования, и директорам школ, и учителям. Первым — чтобы сохранять достойный облик и репутацию, последним — чтобы не снимать с себя ответственности за осознанный выбор.

Инструкция по критическому анализу информации

(на примере совершения очень важного для каждого учителя выбора — выбора учебников)

Нельзя сказать, что нас обманывают на каждом шагу. Нам говорят правду, просто говорят её в нужное время, в нужном месте и облекают в такую форму, что мы слышим и видим совершенно не то, что есть. А правда так и остается правдой.

Ситуация 1

К вам в школу пришло письмо на красивом бланке — правда, не Минобра, но что-то там с гербами. В нём объявляется торжественным официальным тоном, что на недавнем Всероссийском съезде учителей-предметников экспертная комиссия NN (как правило, очень длинное витиеватое название) официально рекомендовала книгу издательства MM как оптимальный вариант для преподавания в средней школе. Письмо вывешивается на видное место в учительской, а директор на совещании ненавязчиво напоминает, что теперь мы знаем, по какому учебнику заниматься.

Неправильно. С глубоким вздохом (что ж, раз велели, надо выполнять) идёте заказывать новый комплект книг, даже если вам этот УМК не нравится. Приказ есть приказ.

Изнанка. Не все документы, приходящие в школу, являются указами и официальными требованиями. Сейчас во все почтовые ящики бросают кроме писем и рекламу: «Уведомление ЖЭК. Внимание! Доводим до вашего сведения, что с 21 по 23 сентября в вашем подъезде будут продавать капусту по сниженной цене. Просим принять меры». Такого рода реклама отлично обманывает невнимательных читателей: уведомление, принять меры, доводим до сведения — у, значит, что-то официальное и обязательное. Надо купить капусты, а то мало ли что.

Правильно. Внимательно изучите письмо. Если читать его по диагонали, то, действительно, бросаются в глаза громкие словосочетания: Министерство образования, Федеральный перечень, заседание, постановление. Но на деле в письме говорится всего лишь о том, что группа экспертов положительно отметила один из УМК. Есть ли здесь приказ? Требование? Нет, всего лишь рекомендация. За неё мы можем сказать «спасибо», но и только: а уж использовать данный УМК или какой-то другой — это ваше личное дело.

Закон об образовании РФ гласит, что каждый педагог вправе сам выбирать себе УМК, лучше всего — из федерального перечня. Никто не вправе заставить вас использовать другой учебник — ни администрация школы, ни родители, ни коллеги, ни комиссия, раздающая рекомендации. И уж тем более, этого никак не может сделать неуклюжая грубая реклама.

Ситуация 2

На педагогическом форуме перед вами выступает спикер N. В числе прочего, спикер заявляет, что небольшое издательство, которое последние годы снабжало вас полюбившимся УМК, теперь прекратило свое существование, и советует вам внимательно присмотреться к другим линейкам УМК. Напоследок он раздаёт вам рекламные проспекты с альтернативными УМК. Читайте, изучайте, пока не поздно.

Неправильно. Прочитать, изучить, прийти к выводу, что хотелось бы все-таки продолжить работу по любимому УМК — но ведь его больше не издают. Надо из всех зол выбрать меньшее: вот этот учебник вроде удобоваримый, закажем его.

Изнанка. С вами сыграли в подмену понятий: сказали, что издательство закрывается, и натолкнули вас на мысль, что ваши любимые учебники больше не будут издаваться. А между тем, издательство могло пережить слияние с другим учреждением, а учебник, может быть, просто теперь будут издавать под другим фасадом. Кроме того, вам предложили ещё одну игру — в выбор без выбора. Дали рекламный проспект с намеком, что нужно непременно заказать один из предлагаемых вариантов. Давайте смотреть на вещи шире: можно проголосовать против всех и пока ничего не заказать. Можно заказать что-то третье. Можно все!

Правильно. Обязательно прочитайте рекламные проспекты, изучите учебники, подержите их в руках, полистайте. Но прежде чем заказывать, поищите подтверждения тому факту, что ваше издательство закрыто и ваш любимый УМК больше не будет издаваться. Пока не получите официальных данных — не совершайте резких движений.

Ситуация 3

Вы находите в Интернете статью, где опытный и уважаемый методист в пух и прах разносит УМК NN. Вместе с этим, он предлагает присмотреться к другой линии пособий, которая издается при содействии МГУ (НПДД, НИИЧАВО — здесь могут быть как реальные, так и неизвестные вам организации). Автор статьи подробно расписывает все преимущества нового учебника и призывает вас не пользоваться книгами, которые издаются без помощи указанных выше организаций.

Неправильно. Срочно скупить всю учебную литературу, которую посоветовал методист.

Изнанка. Авторитет — вещь хорошая, но она не может быть единственным фактором, определяющим ваш выбор. Ваша задача — не угодить методисту, не признать заслуги крупной организации (которые, безусловно, велики). Ваша задача — наладить себе рабочий процесс при помощи адекватной учебной литературы.

Правильно. Сначала изучите книги. Примерьте их мысленно на ваш класс, ваших учеников: им такое понравится? Им это понятно? Насколько подача материала отличается от той, которую сейчас практикуете вы? Если ответы вас удовлетворяют — смело покупайте учебные пособия, они вам действительно помогут. Если на половину вопросов вы не можете ответить положительно — пока отложите УМК до следующего случая.

Комментарии
Ирина Шевелева
05 августа 2016, 10:12
Очень разумные рекомендации! В современном море информации без навыков анализа информации очень просто попасть впросак.
Ришат
05 августа 2016, 22:47
Можно говорить, что недостоверная информация в интернете не является серьезной проблемой. Но как бы мы запретами мы не пытались уберечь детей от лавины информации в информационном мире, это будет заведомо обречено на провал. Сейчас, в начале 21 века, мы находимся в потоке информации, но это течение настолько мощное, что мы не можем его контролировать. У нас есть ощущение, что мы все видим, но мы не можем контролировать то, что видим глазами. Мы говорим: «Я видел это своими глазами!». Но что я видел? Информация подается на новом языке – языке движущихся кадров. В нем нет синтаксиса. Чтобы не быть безграмотными, нужны люди, умеющие читать этот язык. Есть только иллюзия, что ты все знаешь, но на самом деле – ничего ты не знаешь. И если мы не научим наших детей этому языку – языку анализа информации в интернете, мы их потеряем в этой информационной войне
Оставить комментарий

x
Спасибо!
Спасибо за сообщение. В ближайшее время я рассмотрю его и отвечу.